История медицины

Лекарственные средства и способы лечения в 18 (XVIII) веке

 

М. В. Ломоносов в письме к И. И. Шувалову (1761), обращая внимание на дороговизну заграничных лекарств, указывал на необходимость изыскивать аптечные средства внутри страны. Во второй половине XVIII века Академия наук и Медицинская коллегия организовали ряд специальных экспедиций в поисках растительных и минеральных лекарств.

Одновременно русские врачи занимались и научными изысканиями в области фармакологии. В рассматриваемый период на эту тему было написано свыше 230 специальных работ. В них врачи старались использовать достижения физики и химии. П. 3. Кондоиди в декабре 1755 г. обращался к М. В. Ломоносову с просьбой произвести анализ некоторых солей и сообщить, можно ли их без вреда употреблять с пищей. В 1767 г. вышла работа П. Д. Вениаминова «О свойствах и пользе растений». Позже на ту же тему написал исследование М. М. Тереховский. Значительное место в области фармакологии занимают труды Н. М. Максимовича-Амбодика и Г. Ф. Соболевского. Во всех этих работах была широко использована русская народная медицина. Из нее было почерпнуто множество средств, вошедших в Русскую фармакопею. Среди растений и трав, употреблявшихся с лечебной целью в народной медицине, можно назвать анис, анютины глазки, белену, барбарис, безвременник, вяз, валерьяну, волчье лыко, девясил, донник желтый, дуб, дягиль, дурман, дрок, зорю, зверобой, золототысячник, иву, красавку, крушину, крапиву, ландыш, лютик голубой, липу, лопух, мать-и-мачеху, мыльнянку, морошку, мак, можжевельник, мяту перечную, наперсточную траву, омелу, одуванчик, осоку песочную, полынь, петрушку, проскурняк, пырей, папоротник мужской, плаун, рябину желтую, ромашку, сосну, спорынью, тмин, толокнянку, тысячелистник, трифоль, укроп водяной, фиалку, черную смородину, чемерицу белую, чернобыльник, череду, чистотел, шалфей, ятрышник и др.

В специальных садах продолжалось выращивание лекарственных растений. Росту ботанических знаний способствовали ботанические сады Петербурга и Москвы. Нельзя при этом не упомянуть и о некоторых частновладельческих садах. Так, П. А. Демидов в своем саду (около Донского монастыря на берегу реки Москвы) собрал около 2000 сортов редких, в том числе и лекарственных, растений. Сад был разбит в 1765 г. и описан академиком Палласом. Еще более обширным и ценным был сад в Горенках под Москвой. В нем число различных родов растений доходило до 9000.

Врачи стремились избегать шаблонного назначения лекарств. «Но можно ли,- писал русский переводчик лечебника Бухана,- одним и тем же лекарством пользовать больных различного рода недугами? Можно ли одним только ножом очищать камни, пахать землю, резать хлеб, косить траву, рубить дерева, брить бороды и пр.? Я смею сказать, что таковым же образом нелепо и пагубно пособлять одним лекарством не только различным болезням, но и одной, потому что неодинакова бывает причина оной, не одинаково телосложение больного, неодинаковы другие обстоятельства, которые я здесь не упоминаю». В этих словах образно изложен взгляд на индивидуальные способы лечения, на недопустимость шаблона, на необходимость тщательно обдумывать каждый случай.

Наряду с этим лучшие представители русской врачебной науки указывали на недопустимость неразумных способов лечения, к которым иногда прибегали в народе. Здесь, прежде всего, имелись в виду врачи-самозванцы, шарлатаны и обманщики, а также те иностранцы, которые, не имея разрешения от Медицинской коллегии, лечили больных какими-то эссенциями или бальзамами неизвестного состава.

В XVIII веке Западная Европа была наводнена шарлатанами, которые, не имея никакого понятия о врачевании, но желая прославиться, а главное разбогатеть, объявляли себя знатоками в области медицины. Одни из них, вроде Гасснера, пытались лечить психические расстройства религиозными обрядами, другие, подобно Месмеру, стремились возродить астрологические методы. Но особенно прославился в области этой шарлатанской медицины некто Бальзамо (граф Калиостро), приезжавший и в Петербург. Немало авантюристов было ив России. Недостаток врачей и излишняя доверчивость кое-где способствовали их успехам.

Вот почему Медицинская коллегия для всех врачей-иностранцев ввела проверочные экзамены и без особого разрешения врачебная практика им была запрещена. От врачей требовалось не только знание своего дела, но и высокий моральный уровень. Всякому врачу, писал Д. Самойлович, «должно быть свойственно приличное безукоризненное поведение, являющееся плодом того удачного воспитания, которое он получал с самых ранних пор, и как бы ни была долга его жизнь, он не должен ни на шаг уклоняться с этого пути. Одним словом, он должен быть воплощением порядочного человека».

Наконец, нельзя не отметить и того, что материалистическое понимание болезни способствовало выработке охранительных мероприятий, лечению определенным режимом. С. Г. Зыбелин ратовал за продление жизни и указывал, что люди имеют много возможностей, чтобы не болеть. Для этого он предлагал в качестве хорошего предупредительного мероприятия систему закаливания организма холодом, умеренность в пище и воздержание от неправильного образа жизни.

Однако в центре внимания русских врачей была не только лекарственная терапия. В соответствии с пониманием болезни как патологического процесса, возникающего под влиянием внешней среды, врачи стремились к распространению в народе медицинских и санитарно-гигиенических знаний, к новым методам лечения посредством индивидуального режима, а главное к предупреждению болезней. П. Д. Вениаминов в 1769 г. выступил с речью на университетском акте «О постах как средстве, предохранительном от болезней». С. Г. Зыбелин всю свою врачебную деятельность развивал в плане профилактическом. М. И.Скиадан в 1794 г. посвятил особую работу вопросу о том, как бороться с душевными страстями, которые вызывают многочисленные и тяжелые болезни.