История медицины

Система медицинских наук А. М. Шумлянского

 

А. М. Шумлянский (1748-1795) был видным отечественным врачом XVIII столетия, оставившим заметный след в развитии медицины. Его докторская диссертация «De structura renum» была большим научным достижением. А. М. Шумлянский исследовал строение почечной ткани, впервые описал капсулу, которая окружает мальпигиевы клубочки и которой за рубежом неправильно присвоили имя Боумена. Продолжая развивать основные положения новой русской терапевтической школы, А. М. Шумлянский сделал попытку создать теорию медицины или, по его выражению, «первоначальные начертания врачебной системы». В основе труда было положение о том, что человек и его жизнь является самым сложным образованием природы и что человеческий организм - наиболее важный объект естествознания.

По мнению А. М. Шумлянского, все явления мира можно изучать, прежде всего, для того, чтобы понять среду, в которой человек живет и силами которой поддерживается его существование. Все знания об этой среде А. М. Шумлянский назвал «служебными» или такими, «которые очищают разум учащихся». При помощи служебных наук можно познать окружающую природу и подготовиться к познанию человеческого организма.

Служебные науки необходимы врачу. Действительно, ни один врач не может обойтись без знания языка, его законов, без логики. Всякий врач должен знать, и притом хорошо, ту страну, в которой он живет. Из области математики ему необходимо все то, что способствует усвоению физики и других наук.

Овладев сказанным, врач легче сумеет изучить минералогию, ботанику и зоологию. Эти три науки, по Шумлянскому, составляют естественную историю, «которая учит исторически распознавать естественные тела».

Но наиболее подробное знание о свойствах отдельных тел врач получит из естественной философии, или физики, «которая исследует свойство тел и уставы их движения, поскольку они необходимы для антропологии». Точнее говоря, врач должен знать астрономию, механику, «науку о свойствах стихий», а также оптику и электричество. Только на основе сказанного будет можно понять аптекарскую химию или науку о лекарствах минерального, растительного и животного происхождения. На этом заканчивается классификация подготовительных или служебных наук.

Другим важнейшим для медика отделом знания является антропология, или «наука о природе человека и о всем том, что нужно для жизни». По А. М. Шумлянскому, нужно различать теоретическую и практическую антропологию. Теоретическая антропология изучает человека в его целостности посредством того, что познано в служебных науках, т. е. с учетом законов естествознания. Теоретическая антропология разделяется на гигиену и ятрику. Гигиена изучает здоровую природу человека. Основными отделами знания здесь служат анатомия и физиология. Анатомия показывает строение человеческого тела и должна быть изучаема практически на трупах человека или, в крайнем случае, на трупах животных, сходных с человеком. Физиология показывает «согласное действие в теле жизненных сил» и тоже должна изучаться на живом человеке. Ятрика имеет объектом человека больного и разделяется на нозологию и патологию. Первый раздел повествует о болезнях, изучение которых должно производиться на людях, а патология исследует болезненные припадки.

Практическая антропология является высшим развитием врачебной науки, ее окончательной целью. Здесь речь идет о самом главном - «о сохранении природы человека здоровой и о поправлении болезненной, грез приложение всех наук, в сходственность с антропологическою историей». Первый раздел, который теперь назвали бы профилактикой, должен трактовать о способах сохранения здоровой природы человека, А. М. Шумлянский назвал его диететикой. Здесь должно изучаться все то, что необходимо для сохранения телесного здоровья и что ему вредно. Затем надо изучать и все то, что относится к душе, «показывая действие страстей в теле человека, в жизни его необходимых, полезных и вредных, сколько врачу в том видеть надлежит».

Терапевтикой называется наука, стремящаяся к восстановлению «болезненной природы человека через исцеление болезней или болезненных припадков, посредством лекарств внутренних и наружных». Терапевтику можно назвать умозрительной, если врач употребляет средства, «коих историческое познание показано в разных науках естественных». К этому должно стремиться, и такое лечение является наиболее научно обоснованным. Но там, где невозможно применить умозрительное лечение, или, как сказали бы теперь, рациональное, там прибегают к терапевтике опытной (эмпирической).

В этой теории медицины второй половины XVIII века автор не забыл ни о хирургии, ни о специальных дисциплинах, известных в то время,- зубных болезнях, глазных и акушерстве. Об истории медицины он говорил так: «История врачебной учености, а особенно антропологическая, описывающая не жизнь сочинителей, но их изобретения и их достопамятные мнения, также принадлежит ко врачу».

Таким образом, для А. М. Шумлянского, автора изложенной выше теории медицинских знаний, основанной на медицинской практике главным образом отечественных ученых, кроме моральных высоких качеств врача, имеют первостепенное значение способы исследования больного организма с учетом особенностей окружающей среды. Врачи обязаны знать обычаи и привычки того народа, где они практикуют. Медицина, которую теоретически пытался обосновать А. М. Шумлянский, была наукой, прежде всего необходимой для широких народных масс.

Демократизм А. М. Шумлянского и подобных ему патриотически настроенных врачей встречал противодействие со стороны господствующего класса и врачей-иностранцев. Эта борьба чрезвычайно осложняла развитие передовой медицинской мысли как в XVIII веке, так и в дальнейшем. Чем отчетливее выявлялось материалистическое понимание болезни, тем настойчивее противники врачей-демократов использовали всякую подходящую, по их мнению, идеалистическую философскую теорию, чтобы дискредитировать достижения научной медицины. Обветшалые схоластические домыслы, модернизированный католицизм, кантиантство, мистическая философия Шеллинга - все это в той или иной степени использовалось реакционерами для того, чтобы заглушить родники живой творческой мысли. Где не удавалось этого сделать идеологически, там реакционеры добивались своего административным путем.