Олигофрения

Олигофрения - это врожденное или развившееся в первые годы жизни слабоумие. Под влиянием различных причин при этих заболеваниях нарушается нормальное развитие мозга и всей психики в целом. У больных наблюдаются эмоционально-волевые, двигательные и прочие психические расстройства, однако центральное место в клинической картине занимают нарушения интеллектуальной деятельности.

Врожденное слабоумие в отличие от приобретенного не является прогрессирующим процессом. Под влиянием медико-воспитательных воздействий в отдельных случаях можно добиться даже некоторого улучшения психического функционирования.

Нередко снижение интеллекта сочетается с различными физическими уродствами, нервными, эндокринными и биохимическими нарушениями. В зависимости от его глубины, олигофрению условно подразделяют на идиотию, имбецильность, дебильность. Внутри каждой группы выделяют также легкую, среднюю и тяжелую степени.

Идиотия

Идиотия является самой тяжелой степенью врожденного слабоумия. Вторая сигнальная система у больных идиотией не развита. Они лишены речи и способны выражать свое эмоциональное состояние лишь нечленораздельными звуками. У этих больных может также нарушаться инстинктивная деятельность.

При тяжелых степенях идиотии больные не отличают съедобные предметы от несъедобных, могут быть агрессивны к тем, кто их кормит, занимаются членовредительством. Они совершенно не способны к обучению, трудовой деятельности, не в состоянии обслуживать себя. Часто при идиотии наблюдаются выраженные общесоматические нарушения, физические пороки, по причине чего больные обладают малой жизнеспособностью и часто погибают от различных присоединившихся заболеваний (например, инфекционных).

Эти больные совершенно беспомощны, нуждаются в тщательном надзоре и уходе, что, как правило, возможно только в условиях специального учреждения.

Имбецильность

Имбецильность относится к средней степени психического недоразвития. В отличие от идиотии при имбецильности больные способны к простейшим формам психической деятельности (например, к образованию представлений). Они обладают возможностью удерживать в памяти названия ограниченного числа предметов и пользоваться своим более чем скромным словарным запасом. Мышление их примитивно, речь косноязычна, имеет грубые дефекты (картавость, заикание, шепелявость и т.п.).

Эмоциональные реакции при имбецильности также крайне несовершенны. Одни больные угрюмы, злобны, склонны к агрессии, другие - угодливы, доверчивы, услужливы. В процессе настойчивого обучения больные способны приобретать элементарные трудовые навыки; им можно и нужно прививать навыки самообслуживания (умение раздеваться и одеваться, самостоятельно есть, подметать пол и т.п.). При средней и легкой степенях имбецильности больные даже могут обучаться во вспомогательной школе.

Дебильность

Дебильность представляет собой наиболее легкую степень врожденного слабоумия. Мышление этих больных характеризуется конкретностью. Образование абстрактных понятий невозможно. Они не в состоянии понимать переносный смысл пословиц, поговорок. Словарный запас больных ограничен несколькими сотнями слов. Механическая память может быть развита у них достаточно хорошо, но, запоминая стихи, отдельные фразы, инструкции, больные употребляют их без учета обстоятельств, часто не к месту.

Не имея критики, многие из них переоценивают свои способности, возможности и очень обижаются, когда им делают замечания. Дебилы склонны к подражательному поведению, внушаемы. Этим иногда пользуются антисоциальные элементы, привлекая их к соучастию в преступлениях.

Нередко при дебильности имеет место расторможенность влечений, в частности полового. Извращение сексуального поведения может делать больных опасными для окружающих. Иногда при дебильности наблюдаются злобность, упрямство, агрессивность, но, как правило, они добродушны, послушны, ласковы.

Обучение в обычной школе является для дебилов непосильным, хотя иногда они и попадают туда по недоразумению. Гораздо целесообразнее обучать этих больных во вспомогательных школах по специальной программе с уклоном на трудовое воспитание. Овладев той или иной несложной специальностью, больные в дальнейшем могут успешно работать и приносить пользу обществу.

Олигофрении возникают вследствие различных причин - генетических аномалий, болезней родителей (сифилис, туберкулез, токсоплазмоз и др.), асфиксии плода, родовой травмы. Большое значение в происхождении олигофрении имеют наркоманические интоксикации, алкоголизм у родителей. Остановку нормального психического развития могут повлечь за собой различные заболевания первых лет жизни - менингиты, энцефалиты и др.

Лечение олигофрении является симптоматическим. Важную роль играют профилактические мероприятия, которые в ряде случаев (например, при некоторых генетических аномалиях) дают очень хорошие результаты. Медицинские воздействия должны сочетаться с педагогическими. Большое значение имеют целенаправленное трудовое воспитание, правильная организация труда и быта этих больных.