Психотерапевтический подход

Существует самостоятельный раздел науки - медицинская деонтология, или наука о должном. В этой науке изучаются и разрабатываются, в частности, вопросы взаимоотношений, которые должны существовать между медицинским работником и пациентом. Психотерапевтический подход к больным является одной из существенных частей деонтологии.

Психотерапевтический подход - это неспецифический метод лечебного воздействия на психику больного. Когда мы говорим «неспецифический метод», мы имеем в виду, что лечебное воздействие осуществляется не при помощи какой-то определенной, специфической методики, а всеми возможными приемами, которыми располагает медицинский работник для того, чтобы достичь определенных психотерапевтических целей.

Какие же это цели? Можно выделить, по крайней мере, три основные цели, которые преследуются психотерапевтическим подходом.

Уменьшение эмоциональной напряженности. Медики далеко не всегда могут избавить больного от болезни, но они всегда должны стремиться к тому, чтобы избавить его от душевных последствий болезни. Действительно, каждое заболевание сопровождается переживаниями, глубина и сложность которых зависит, с одной стороны, от характера болезни, а с другой стороны от особенностей личности заболевшего человека. Почти всегда одним из постоянных компонентов являются беспокойство, тревожность, страх. Опасения за исход заболевания, беспокойство по поводу того, как это отразится на работе, на семейной жизни, на взаимоотношениях с окружающими людьми, страх перед предстоящими исследованиями, процедурами или операцией - эти и многие другие тревожные мысли и ожидания составляют тот эмоциональный фон, который является осложняющим фактором в течении любого заболевания.

Уменьшение выраженности подобных переживаний и является одной из главных целей психотерапевтического подхода. Каким образом достигается эта цель? Конечно, одним из важнейших путей является эффективная квалифицированная лечебная помощь в отношении основного заболевания. Облегчение, которое испытывает больной от такой помощи, имеет не только физический, но и психотерапевтический смысл, вселяя в него уверенность в благоприятном исходе лечения. Однако эффект лечебных мероприятий может наступить не сразу, а ухудшение состояния может наблюдаться и при самом энергичном и квалифицированном лечении. Именно поэтому психотерапевтические воздействия оказываются необходимыми.

Ничто так сильно не ранит больного, как невнимательное, а тем более пренебрежительное, отношение к его жалобам. «Это разве болезнь?! Это пустяк!» - может невзначай бросить медсестра, на попечении которой находятся и более тяжелые больные. Но для данного больного такие слова - не успокоение, а толчок для усиления эмоциональной напряженности и беспокойства: ведь он на себе чувствует, что это не пустяк, что из-за этого «пустяка» ему пришлось лечь в больницу или утратить трудоспособность, что ему предстоит перенести ряд сложных или болезненных процедур и т. д. Поэтому ему нужна более спокойная беседа (разговор), которая убедит его в отсутствии серьезных опасностей, несмотря на то, что он ожидает худшего. Тревожного больного следует отвлечь от беспокоящих его переживаний, переключив его внимание на другие предметы. Но для того, чтобы переключить внимание, необходимо знать интересы больного, значимые для него представления.

Чрезвычайно важным является тактика по отношению к вопросам, которые больные задают в плане их заболевания. За этими вопросами нередко стоит та же самая тревожность, о которой говорилось выше, прикрытая иногда внешним спокойствием или даже безразличием. Одним из главных условий при ответе на подобные вопросы является позиция, согласованная с лечащим врачом. Именно лечащий врач определяет тот круг сведений, которые могут быть сообщены больному, и медсестра никогда не должна пытаться выйти за пределы этого круга, как бы ей ни хотелось блеснуть своими знаниями. Если же в процессе беседы возникают вопросы, смысл ответов на которые не оговорен с лечащим врачом, сестра должна четко сказать, что на эти вопросы ответ может дать только врач.

Нередко больные, движимые своими тревожными опасениями, настойчиво просят показать им историю болезни или какую-либо другую медицинскую документацию. Любые такие попытки должны твердо отклоняться, и ни при каких условиях медицинская документация, специально не предназначенная для больного, не должна попадать ему в руки.

Другой целью, которую преследует психотерапевтический подход, является повышение активности больного. При этом имеются в виду стимуляция его интересов, вовлечение в те виды деятельности, которые допустимы по его состоянию. Одной из важных задач в этом отношении является устранение вредного влияния гиподинамии, связанной с ограничениями в двигательной активности. И. П. Павлов подчеркивал значение мышечной активности для поддержания оптимального тонуса коры больших полушарий головного мозга. Между тем больные иногда стремятся к ограничению двигательной активности при самых различных заболеваниях внутренних органов, после хирургических операций. Их представления о необходимости максимального покоя в случае заболевания еще более усиливаются под влиянием эмоциональной напряженности и тревожных опасений. Однако обездвиженность, в свою очередь, является фактором, способствующим углублению этих психических нарушений. Доброжелательное разъяснение пользы мышечной активности, а не распоряжения в виде приказа двигаться, оказывает гораздо больший эффект.

Не менее важным является и стимуляция психической активности, и медицинская сестра должна стать таким организатором времяпрепровождения больных, чтобы они как можно больше участвовали в коллективных собеседованиях, в кружковой работе, в жизни и работе отделения. Не исключается, конечно, просмотр телепередач, но он должен быть ограничен во времени, чтобы больные смогли принять участие в различных видах деятельности.

Мобилизация внутренних ресурсов больного на борьбу с заболеванием чрезвычайно важна для повышения эффективности лечения. В беседах с больными настойчиво должна проводиться идея о том, что процесс выздоровления может быть замедлен или ускорен их собственным отношением к болезни и лечению. Они должны понимать, что возникновение и течение любого заболевания являются не просто следствием воздействия на организм каких-то вредностей, а продуктом взаимодействия вредных болезнетворных факторов с организмом. И если многие компенсаторные механизмы включаются и действуют помимо сознания, то очень большое влияние на течение заболевания оказывает наше сознание. Сюда относятся: понимание движущих сил, вызвавших заболевание и способствующих выздоровлению; сознательное выполнение врачебных назначений, включая вопросы режима и особенностей поведения; выработка правильного, адекватного отношения к заболеванию и его возможным последствиям.