О медицине профессионально и просто!
F-med.ru - это подробное и доступное описание болезней и методов их лечения
Медицина для всех
Поиск на F-med.ru



Основные разделы



Это интересно


Использование современных информационных технологий в системе стационарной медицинской помощи на муниципальном уровне

 

Гройсман В.А., Разливинских А.Л.

 

Современные технологии всё активнее входят в медицинскую практику в равных её проявлениях: в лечебно-диагностический процесс, учётную работу ЛПУ, плановую работу и расчётно-финансовые отношения, оценку качества выполняемой лечебно-диагностической работы и эффективности деятельности, как отдельного специалиста медицинского учреждения, так и лечебно-профилактического учреждения в целом. И, главное, они меняют характер, стиль организации работы ЛПУ. ЛПУ рассматривается как комплексное производство медицинских услуг и возникает необходимость перестройки его системы управления в сторону повышения ее оперативности, информированности руководителей и персонала, и, следовательно, обоснованности и взвешенности принимаемых решений (идет ли речь об управляющем решении руководителя или клиническом диагнозе врача).

Введение ОМС ускорило становление рыночных отношений и здравоохранении и в связи с особенностями его финансирования перенесло решение такого рода проблем с отраслевого на региональный, территориальный и муниципальный уровни управления. Вопросы управления стационарами, оптимизации ресурсного обеспечения их деятельности с учетом объема и качества медицинской помощи населению и численности необходимого для их выполнения медицинского персонала становятся актуальными дли любого стационара.

В настоящее время возникают многочисленные задачи и проблемы, связанные с новыми процессами планирования и управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, их рациональным и эффективным использованием, которые традиционными методами управления качественно решить невозможно. ЛПУ в настоящее время все больше лишаются бюджетного финансирования и вынуждены считаться с законами рынка

Остро ощущается недостаточное развитие стратегического и текущего планирования и отсутствие действенных рычагов влияния на эффективность деятельности ЛПУ, что явилось следствием чрезмерной децентрализации системы управления и финансирования здравоохранения и отсутствия оперативной управленческой информации.

Для принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать как минимум достоверной и своевременной информацией о состоянии развития отрасли, о деятельности ЛПУ, позволяющей проводить всесторонний медико-социальный и экономический анализ, ориентированный на управление и удовлетворение спроса населения на медицинские услуги.

Таблица 1. Сравнительные данные стоимости конкретных видов стационарной медицинской помощи по ОМС и фактическим расходам на случай стационарной госпитализации в 2003 г.

Наименование заболевания

Стоимость по ОМС, руб.

Стоимость по фактическим расходам, руб.

Отклонение, (+,-), руб

Кол-во пролеченных больных, чел.

Сумма финансирования по ОМС, тыс. руб.

Необходимо средств по факту, тыс. руб.

Острый глаумероунефрит

4060

20231

+16171

147

597

2974

Геморрой с осложнениями

2143

5833

+3690

434

930

2532

Аппендектэктомия

1518

7179

+5661

328

498

2355

Холецистэктомия

2790

10203

+7413

263

734

2683

Итого

1172

2759

10544

Таким образом, организационный, экономический и информационный аспекты в процессе управления стационарной медицинской помощью приобретают особое значение.

Технологии управления нами рассматривались как совокупность способов и средств воздействия субъекта управления на организацию различных процессов в стационаре с целью медицинского обслуживания граждан, повышения качества медицинских услуг, рентабельности и поиска путей дальнейшего совершенствования деятельности медицинских учреждений. Проведенный научный поиск оптимальных вариантов управления стационарной помощью и экономикой ЛПУ определил наиболее эффективным внедрение в управление современных информационных технологий.

Создание и внедрение системы стандартизации в здравоохранении, отраслевых норм и правил позволяет более активно влиять на лечебно-диагностический процесс. Использование моделей стационарных медицинских услуг, как средства объективной оценки и управления качеством оказания медицинской помощи, регулирования и контроля затрат на лечение, способствует ускорению развития добровольного медицинского страхования в стране.

Развитие системы стандартизации в здравоохранении предусматривает поэтапный переход на протокольную форму ведения пациентов, что соответствует мировой медицинской практике. Модели стационарных медицинских услуг являются стандартами технологии оказания медицинской помощи. Они ориентируют врача на то, что ему необходимо делать в той или иной ситуации. В стационарных условиях эта процедура наилучшим образом осуществляется при использовании истории болезни и медико-экономического стандарта в электронном виде, что позволяет провести экспертную оценку количества проведенных дней в стационаре, стоимости лечения, эффективности койко-дня, обеспеченности фармакологическими средствами, диагностики и лечения.

На основании проведенных исследований процессов управления стационарной медицинской помощью (на примере Городской клинической больницы №1 г. Тольятти) мы сделали следующие выводы;

- Проникновение экономических методов управления, рыночных механизмов - неотъемлемая черта современного здравоохранения;
- качество лечебного процесса все более тесно увязывается сегодня с кадрами, экономикой, финансовыми и хозяйственными процессами;
- производственно-экономические процессы оказания стационарной медицинской помощи, направлены на самоорганизацию, самофинансирование медицинского учреждения, поэтому вступают в силу производственно-экономические, а не медицинские рычаги;
- качество управления - крайне важная категория для ЛПУ. А качественного управления без углубленного финансово-экономического анализа нельзя себе представить, а подобный анализ без информационной поддержки неосуществим.

Использование моделей стационарных медицинских услуг позволяет построить Программу оказания медицинской помощи надлежащего качества в рамках Программы государственных гарантий на новых принципах и организовать взаимоотношения между органами управления здравоохранением исполнительной власти территории, страховыми компаниями, медицинскими учреждениями и обеспечивает определенный уровень качества оказания медицинской помощи.

Снижение себестоимости стационарной медицинской услуги - путь выживаемости лечебного учреждения в рыночной среде.

Управление финансовыми потоками, то есть источники финансирования медицинской деятельности, финансово-экономический анализ, бухгалтерский учет на новых основах зависит, в первую очередь от комплексной автоматизации процессов управления лечебным учреждением.

Главная цель проводимого финансового анализа - получение наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную полную, достоверную картину финансового состояния организации, ее доходов и расходов, прибылей и убытков, изменений активов и пассивов, расчетов с дебиторами и кредиторами. Данные можно получить только в результате проведения комплексного анализа финансовых отчетов, документов по научно обоснованной методике. Полученная информация позволила отследить тенденции финансового состояния организации, дать объективную оценку хозяйственной и коммерческой деятельности.

 

Рис. 1. Структурная схема принятия управленческих решений по результатам экономического анализа лечебно-хозяйственной деятельности стационара "Городской клинической больницы №1 г. Тольятти"

 

Успешная деятельность учреждения во многом определяется на основе принимаемых управленческих решений, вытекающих из финансового анализа. Немаловажна степень обеспеченности медицинской организации собственными средствами и зависимость от внешних источников финансирования. Естественно, чем больше организация обеспечена собственными средствами, тем меньше имя Прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень ее финансовой независимости и устойчивости.

Результатом проведенной в ЛПУ работы стало присуждение Городской клинической больнице №1 премии Правительства Российской Федерации в области качества управления.

 





Интересное