Проблемы совершенствовании качества медицинской помощи и его экспертизы. Информационная поддержка системы управления качеством медицинской помощи в Самарской области

 

Гусарова Г.И., Павлов В.В., Тяпухина Т.В., Мальшин Ю.А., Тяпухин К.В.

 

Департамент здравоохранения администрации Самарской области, Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр.

Формирование действенной и эффективной системы управления качеством медицинской помощи возможно лишь при использовании современных информационных технологий. Только - грамотно сконструированные информационные системы позволяют создавать на всех уровнях системы здравоохранения от лечебно-профилактического учреждения до департамента здравоохранения, оптимально работающие контуры управления, реализующие основные принципы стандарта ISO 9000 версии 2000 года.

В данной работе рассмотрен подход к организации информационной поддержки процессов непрерывного совершенствования системы менеджмента качества медицинской помощи, последовательно реализуемый департаментом здравоохранения Администрации Самарской области на протяжении последних лет,

Основными документами, разработанными на единой методологической платформе и определяющими направление развития единой информационной системы поддержки менеджмента качества медицинской помощи, являются Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Самарской области на 2001 - 2005 г.г, и Концепция информатизации здравоохранения Самарской области на 2001 - 2005 г.г.

Формируемый с 1998 г. единый областной банк данных медицинских услуг, оказываемых населению Самарской области, является основой. для организации ежеквартального контроля процессов функционирования системы здравоохранения области. Переход к адресному распределению льготных медикаментов сопровождается созданием единой, областной информационной системы льготного лекарственного обеспечения, фундаментом которой является областной регистр лиц, имеющих право на льготы по лекарственному обеспечению. Разрабатываемые и внедряемые в лечебно-профилактических учреждениях области медицинские информационные системы поддерживают реализацию управляющего цикла Деминга, позволяющего не только оперативно реагировать на отклонения, но и давать возможность руководителям осуществлять комплекс предупреждающих действий.

Информационная поддержка системы управления качеством медицинской помощи достигается также за. счет оперативного распространения нормативной и регламентирующей документации по различным, каналам (еженедельные периодические издания, компьютерная юридическая картотека. «Действующее законодательство о здравоохранении», публикации на Интернет-сайте департамента здравоохранения).

Большое внимание департамент здравоохранения уделяет развитию Интернет технологий как одному из наиболее перспективных и действенных способов организации обратной связи с пациентом, позволяющим, например, получать информацию о степени удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи.