Современные требования к информации и варианты их применения для развития системы управления качеством медицинской помощи

 

Хуторской М. Л. Департамент здравоохранения мэрии, г. Тольятти

Продолжение (Начало статьи, Конец статьи)

 

2. Этапы создания и развития системы управления качеством, медицинской помощи в городе Тольятти.

Имеющаяся в нашем распоряжении система управления КМП создается, начиная с 1996 года. Для правильного, полного представления пути ее создания нужно выполнить два условия. Первое - представить жизненный цикл развиваемой системы, что является необходимым условием современной теории и успешной практики управления. И, второе - выделить важность правильного представления организации, как способа объединения специалистов и технологий для достижения согласованной цели.

Таблица № 1 Характеристики периодов развития системы управления качеством медицинской помощи в г. Тольятти

№ п/п

Периоды развития

Результаты

1.

Период предпосылок (1993 - 1996 г.г.)

- Накопление знаний и опыта в области оценки, контроля и экспертизы КМП;

- Определение потребителей экспертизы КМП и порядка использования ее результатов среди муниципальных медицинских учреждений и других организаций города и др.

2.

Период возникновения (1996 -1997 г.г.)

- Создание экспертной организации НП «Центр экспертизы и обеспечения прав пациентов и врачей»;

- Подготовка специалистов по управлению КМП и др.

3.

Период формирования
(с 1997 г.по настоящее время)

- Создание системы организационно - правового обеспечения экспертизы КМП и использования ее результатов для контроля соблюдения гарантий медицинской помощи надлежащего качества в муниципальных медицинских учреждениях;

- Формирование потребительского спроса на экспертизу КМП и др.

4.

Период развития (настоящее время)

- Получение фактов, подтверждающих возможность улучшения КМП,

В представленной таблице приведены общие данные о проводимых мероприятиях и планируемых результатах по периодам жизненного цикла создаваемой системы. Цикл включает: период предпосылок, период возникновения, период формирования и период собственно развития. После решения о создании системы управления КМП встал вопрос о формировании той организации, благодаря деятельности которой идея об улучшении КМП, может быть реализована практикой.

При планировании и реализации деятельности такой организации нельзя пренебрегать не только ни одним из внутренних переменных организации (цель, задачи, технология, персонал, структура), но и ни одним из факторов внешней среды прямого действия (Рис. 1).

Из внутренних переменных выделим прямую связь между технологией оценки КМП, персоналом и целью. Данный акцент сделан для пояснения причин нашего выбора из числа ряда методов автоматизированной технологии экспертизы (АТЭ) как для оценки состояния КМП, так и для подготовки специалистов, постановки перед ними задач для достижения реальных тактических и стратегических целей. Любая организация подобна живому организму, который развивается или деградирует под влиянием внешней среды. В целях развития, в первую очередь, нужно обратить внимание на определение потребителей системы управления КМП и на создание ее нормативно-правовой базы.

После того, как необходимый баланс между внутренними переменными и факторами внешней среды организации был проработан, в нашем городе было создано первое в РФ некоммерческое партнерство (НП) «Центр экспертизы и обеспечения прав пациентов и врачей». Опыт данной организации широко представлен в печати, на международных и российских конференциях, с интересом воспринят М.С. Горбачевым (Горбачев Фонд, Москва, 18.09.2000), по рекомендации ФФОМС используется, другими территориями РФ. Дело в том, что после внедрения в практику новой информационной технологии - АТЭ КМП, создания Центра экспер тизы, обострилась проблема конкретизации уровней и контура управления КМП. Последний состоит из субъекта и объекта управления, а также каналов прямой и обратной связи, по которым циклически циркулирует командная информация и информация состояния. Поэтому следующим шагом, было определено содержание командной информации и информации состояния объекта, т.е. КМП 3. Контур управления качеством медицинской помощи.

В настоящее время муниципальная система управления КМП включает 5 уровней (Рис. 2). Их выделение проведено с учетом пределов компетенции руководителей разного уровня при устранении причин врачебных ошибок, а также с учетом объемов и вида информации о КМП, передаваемой и применяемой на разных уровнях. Например, директор департамента здравоохранения принимает решение на основе данных об интегрированных значения состояния КМП по районам и ЛПУ города. В это же время заведующий отделением больницы, например, оценивает эффективность системных и частных мероприятий по улучшению качества медицинской помощи у каждого из врачей отделения по:

- доле случаев медицинской помощи ненадлежащего качества V - VI классов и III - IV классов;
- значению суммы нормированных количественных показателей КМП.

Факторы внешней среды, влияющие на деятельность и развитие экспертной организации

Содержание командной информации и информации состояния по уровням контура управления КМП в г.Тольятти.

На первый взгляд такой подход к созданию реальной обратной связи может показаться сложным. Не преуменьшая проблемы создания и реализации контура управления КМП, заметим, что в Тольятти, данным подходом на практике пользуется практически каждый профессиональный руководитель здравоохранения»

Начало статьи. Конец статьи




Информация с сайта www.f-med.ru не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения заболеваний
© 2012-2018 F-med.ru. All Rights Reserved. E-mail: f-med@mail.ru