Современные требования к информации и варианты их применения для развития системы управления качеством медицинской помощи

 

Хуторской М. Л. Департамент здравоохранения мэрии, г. Тольятти

Продолжение (Начало статьи, стр.2)

 

4. Эффективность системы управления КМП

Можно сколь угодно долго убеждать в необходимости применения практикой современных достижений информатизации, теории управления и преимуществ стандартизации. Однако наши данные не найдут своего потребителя, а число наших сторонников и партнеров не увеличится, если не показать результатов управления КМП в рамках муниципального здравоохранения (Рис 3).

С учетом требования TQM о том, что все процедуры должны быть документированы в многопрофильном стационаре с наибольшими: для города цифрами летальности, была реорганизована работа КИЛИ, В результате четкого порядка экспертизы КМП, минимизации субъективизма экспертов, планирования и реализации мероприятий по уменьшению системных и специфических причин ненадлежащего КМП - врачебные ошибки V - VI класса (т. е. те, которые повлияли на состояние пациента и социальные ресурсы) в больнице отсутствуют на протяжении трех последних лет, Это указывает на то, что, несмотря на значительное количество смертей, их причина, в тяжести заболеваний, а не в низкой квалификации врачей или не в эффективном управлении. Последнее выделено для того, чтобы указать на несостоятельность упреков в адрес здравоохранения, построенных не на основе фактов, а на основе эмоций.

Структура качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре г. Тольятти

 

Хорошо известно, что проблема инсультов является не столько медицинской, сколько социальной проблемой. Особое место они занимают в инвалидизации лиц трудоспособного возраста.

Работа по улучшению КМП при ОНМК в Тольятти началась с разработки причинно-следственной диаграммы Исикавы (Рис 3).

Из представленной схемы следует, что в 2000 году причин неудовлетворительных, результатов оказания помощи больным с ОНМК было значительным. Среди них было и ненадлежащее КМП, устранение причин которого входит в прямую компетенцию Департамента здравоохранения Тольятти.

После оценки состояния КМП на этапах скорой, амбулаторной и стационарной помощи были выделены типичные врачебные ошибки, а их причины разделены на те, которые определяются квалификацией врачей и эффективностью управления специализированной помощью в городе. Серия проведенных мероприятий, куда вошли и управленческие решения и работы по повышению квалификации лечащих врачей, внедрение в практику протоколов ведения больных ОНМК и другие привели к планируемым результатам. Они представлены в таблице 2.

Таблица 2 Динамика статистических показателей работы муниципальных учреждений здравоохранения г, Тольятти с группой больных ОНМК

 

2000 г.

2001 г.

Смертность на 1 000 человек

2, 3

2,4

Умерло в трудоспособном возрасте

165 (9, 6%)

178(10%)

Из них умерло вне стационара (трудосп.возраст)

50, 9%

39,3%

 

5 . Состояние системы управления КМП и пути ее развития в целях муниципального здравоохранения.

В заключении отметим следующее, Во-первых, мы имеем доказательства возможности улучшения состояния КМП при целом ряде заболеваний взрослых и детей Тольятти. Это указывает на эффективность развиваемой в городе системы управления КМП и может свидетельствовать о том, что данная система находится «на подходе» к периоду собственно развития.

С другой стороны, говорить о стойкой тенденции развития или о зрелости новой системы управления можно будет только после того, как факты улучшения КМП приобретут в ЛПУ города стабильный и массовый характер.

Это стратегическая цель и для ее достижения предстоит выполнение запланированных нами работ. К их числу, прежде всего, относятся работы, связанные с информатизацией здравоохранения и реализацией концепции «Ущербы качества», а также с подготовкой для внедрения в практику ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»

Уверенность в решении этих сложных задач в рамках муниципального здравоохранения вселяют имеющиеся в городе специалисты по управлению КМП, а также тот опыт, который мы приобрели, участвуя в международных, Российских и городских мероприятиях по премиям качества и проблемам информатизации современного здравоохранения.

 

Начало статьи, стр.2