Продолжение (Начало статьи, стр.2)
Можно сколь угодно долго убеждать в необходимости применения практикой современных достижений информатизации, теории управления и преимуществ стандартизации. Однако наши данные не найдут своего потребителя, а число наших сторонников и партнеров не увеличится, если не показать результатов управления КМП в рамках муниципального здравоохранения (Рис 3).
С учетом требования TQM о том, что все процедуры должны быть документированы в многопрофильном стационаре с наибольшими: для города цифрами летальности, была реорганизована работа КИЛИ, В результате четкого порядка экспертизы КМП, минимизации субъективизма экспертов, планирования и реализации мероприятий по уменьшению системных и специфических причин ненадлежащего КМП - врачебные ошибки V - VI класса (т. е. те, которые повлияли на состояние пациента и социальные ресурсы) в больнице отсутствуют на протяжении трех последних лет, Это указывает на то, что, несмотря на значительное количество смертей, их причина, в тяжести заболеваний, а не в низкой квалификации врачей или не в эффективном управлении. Последнее выделено для того, чтобы указать на несостоятельность упреков в адрес здравоохранения, построенных не на основе фактов, а на основе эмоций.
Хорошо известно, что проблема инсультов является не столько медицинской, сколько социальной проблемой. Особое место они занимают в инвалидизации лиц трудоспособного возраста.
Работа по улучшению КМП при ОНМК в Тольятти началась с разработки причинно-следственной диаграммы Исикавы (Рис 3).
Из представленной схемы следует, что в 2000 году причин неудовлетворительных, результатов оказания помощи больным с ОНМК было значительным. Среди них было и ненадлежащее КМП, устранение причин которого входит в прямую компетенцию Департамента здравоохранения Тольятти.
После оценки состояния КМП на этапах скорой, амбулаторной и стационарной помощи были выделены типичные врачебные ошибки, а их причины разделены на те, которые определяются квалификацией врачей и эффективностью управления специализированной помощью в городе. Серия проведенных мероприятий, куда вошли и управленческие решения и работы по повышению квалификации лечащих врачей, внедрение в практику протоколов ведения больных ОНМК и другие привели к планируемым результатам. Они представлены в таблице 2.
|
2000 г. |
2001 г. |
Смертность на 1 000 человек |
2, 3 |
2,4 |
Умерло в трудоспособном возрасте |
165 (9, 6%) |
178(10%) |
Из них умерло вне стационара (трудосп.возраст) |
50, 9% |
39,3% |
В заключении отметим следующее, Во-первых, мы имеем доказательства возможности улучшения состояния КМП при целом ряде заболеваний взрослых и детей Тольятти. Это указывает на эффективность развиваемой в городе системы управления КМП и может свидетельствовать о том, что данная система находится «на подходе» к периоду собственно развития.
С другой стороны, говорить о стойкой тенденции развития или о зрелости новой системы управления можно будет только после того, как факты улучшения КМП приобретут в ЛПУ города стабильный и массовый характер.
Это стратегическая цель и для ее достижения предстоит выполнение запланированных нами работ. К их числу, прежде всего, относятся работы, связанные с информатизацией здравоохранения и реализацией концепции «Ущербы качества», а также с подготовкой для внедрения в практику ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»
Уверенность в решении этих сложных задач в рамках муниципального здравоохранения вселяют имеющиеся в городе специалисты по управлению КМП, а также тот опыт, который мы приобрели, участвуя в международных, Российских и городских мероприятиях по премиям качества и проблемам информатизации современного здравоохранения.