Родители нередко считают, что спорт и закаливание в полной мере доступны лишь для абсолютно здоровых, сильных детей. А ребенка ослабленного, больного следует прежде всего тщательно оберегать. Особенно если он мал. И вот малыш, к несчастью своему перенесший несколько простудных заболеваний, обречен на скучное времяпрепровождение, вдали от шумно резвящихся сверстников, под бдительным присмотром родителей или бабушек. Но если бы только скукой все ограничивалось... Без физических упражнений ребенок отстает в развитии. Когда же начинаешь говорить с такими бдительными родителями, сразу выясняется, что они в принципе совсем не против физической культуры и закаливания, они понимают, что все это необходимо и полезно, но... «нашему нельзя. Стоит ему только немного побегать - вспотеет и заболеет».
И что тут возразишь - ведь они правы. Ослабленный, изнеженный да вдобавок и не по погоде одетый ребенок действительно может заболеть, если набегается. И тогда вам скажут с укоризной: «Вот видите, мы же говорили. Он такой слабенький...» И замыкается своеобразный порочный круг: чем больше малыша оберегают, тем большее количество воздействий, безразличных или даже полезных для любого здорового ребенка, становятся для «слабенького» опасными. В самых крайних случаях любая прогулка на улице кончается простудой. И тем не менее поставить на ноги таких детей могут только разумные меры физического воспитания. Другого пути нет. Только начинать нужно, разумеется, не с бега в шубе, а с последовательного, осторожного и неукоснительного закаливания, массажа, гимнастики. Сюда входит и постепенное приведение одежды в соответствие с сезоном и температурой, и приобщение малыша к нормальному двигательному режиму. И с этими рекомендациями родители обычно соглашаются, но часто, увы, только «в теории»: тревоги и опасения, связанные с возможностью болезней, оказываются, сильнее разумных доводов. Да и кроме того - пусть на нас не обидятся родители - кутать и «не пускать» ведь проще, чем изо дня в день настойчиво заниматься физическим воспитанием.
Нередко бывает, что взгляд родителей на воспитание не меняется и тогда, когда такой ребенок подрастает и становится школьником. Они осаждают учителей и школьных врачей, требуя освободить сына или дочь от уроков физкультуры, соревнований, туристских походов. Часто приносят справки о перенесенных заболеваниях. По мнению родителей, это - достаточный повод для полного освобождения от физкультуры. Столь распространенное заблуждение основано на неверных представлениях. Родители не понимают или не хотят понять, что движение - непременное условие нормального формирования и развития растущего организма, мощнейший биологический стимулятор, действие которого не заменить ни одним лекарственным средством. Даже в ходе лечения тяжелых заболеваний в больнице стараются ввести в режим элементы лечебной физкультуры. Она широко применяется в отделениях выздоравливающих после тяжелых травм и операций.
Болезнь нарушает нормальную жизнедеятельность организма, резко ослабляет его защитные силы, угнетает обменные процессы. Вся тактика врачей направлена на то, чтобы помочь организму ребенка справиться с причиной, вызвавшей болезнь, скорее ликвидировать последствия болезни. И в этом смысле физическая культура - важнейшее звено лечения. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что вынужденное отсутствие движений или ограничение подвижности, которое всегда сопутствует болезни, во многом определяет ее тяжесть. Состояние больного еще больше осложняется, если организм был и до болезни ослаблен тепличным воспитанием, малоподвижным образом жизни.
Ясно, что оберегание ослабленного ребенка - не защита от болезни, а потворство ей. Именно физическое воспитание таких детей требует постоянного внимания и наблюдения взрослых. Строится оно на тех же основах, что и у других детей, то есть включает весь комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий, закаливающие процедуры, упражнения. Разница же состоит в том, что для детей с отклонениями в состоянии здоровья строже должна соблюдаться постепенность в применении новых форм закаливания и физической культуры, непрерывность проведения занятий, индивидуальный подход в выборе методов физического воспитания, что диктуется характером нарушений в организме, вызванных болезнью.
Здоровые дети занимаются в кружках, спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. Для ослабленного ребенка эти возможности обычно закрыты - и тем важнее роль домашних занятий. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Дети, особенно маленькие, не воспринимают своей болезни столь обостренно, как взрослые, они не могут еще ясно представить ее возможные последствия. Но излишняя опека родителей, которые постоянно ограничивают их подвижность, запрещают играть со сверстниками, может натолкнуть ребенка на мысль о том, что он «не такой, как другие», создать у него своеобразное чувство неполноценности. А это не может не сказаться отрицательно на формировании всей личности маленького человека. Ограничивая подвижность ребенка, родители часто лишают его радости общения со сверстниками, радости познания окружающего мира через действия, игру, личный опыт. Ребенок лишается многих положительных эмоций, редко испытывает чувства радости, веселья, удовольствия. А они так необходимы на пути к здоровью!
Многообразны методы воздействия на организм детей с отклонениями в состоянии здоровья. Методы эти можно разделить на три группы:
1. Профилактические меры физического воспитания, направленные на укрепление организма, повышение его сопротивляемости. Благодаря им предотвращается наступление новых болезней или обострение имеющихся.
2. Специальные физические упражнения и меры закаливания, которые являются составной частью лечения, а иногда единственным лечебным мероприятием.
3. Лечебная физкультура, состоящая из комплексов упражнений, направленных на устранение возникших в результате болезни нарушений в деятельности организма. Эти занятия должны быть тесно связаны с режимом ребенка, проводиться по рекомендациям врача или методиста лечебной физкультуры под его строгим контролем. Нерегулярные, не связанные с режимом дня элементы лечебной физкультуры теряют свой оздоровительный смысл.
Где и как заниматься с детьми? Профилактические меры закаливания и физические упражнения следует проводить дома. Это - воздушные и водные процедуры, массаж и гимнастика для малышей первого года жизни, подвижные игры и тренировка двигательных навыков для дошкольников, утренняя гигиеническая гимнастика, элементы спортивных игр для школьников.
Необходимо подчеркнуть, что лечебная физкультура для больного ребенка не ограничивается комплексом специальных упражнений и массажа, даже очень хорошо подобранного и регулярно выполняемого. Она включает в себя организацию режима, при котором ребенок правильно питается, работает, возможно больше двигается, играет, занимается посильным физическим трудом. Очень важно неукоснительно проводить закаливание, В некоторых случаях физическое воспитание является единственной мерой лечения, и от того, насколько правильно и тщательно оно проводится, зависит выздоровление ребенка.
Укажем на некоторые нарушения здоровья, требующие преимущественно мер лечебной физкультуры. В грудном возрасте к таким нарушениям относятся мышечная кривошея, пупочная грыжа, отставание в весе - гипотрофия, слабость опорно-двигательного аппарата и связанное с этим отставание моторного развития, рахит, последствия рядовой травмы, недоношенность. В более старшем возрасте - нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, врожденная косолапость, хронические заболевания верхних дыхательных путей, склонность к частым простудным заболеваниям.
Несколько слов о школьниках, страдающих ожирением. К сожалению, как свидетельствуют наблюдения врачей, в последние годы число детей с избыточным весом увеличилось и составляет от 4 до 10 процентов всех учащихся. Причины ожирения достаточно сложны. В одних случаях оно связано с наследственной предрасположенностью, неправильным режимом питания, перееданием; в других - с нарушением деятельности систем, регулирующих обмен,- нервной и эндокринной! Основное лечение ожирения -рациональное питание, диета, назначенная в соответствии с формой и степенью ожирения. Но ни одна диета не дает положительного результата, если она не сочетается с мерами физического воспитания и лечебной физкультурой. Ведь важно не только снизить вес ребенка, но так преобразовать обменные процессы организма, чтобы больше не происходило избыточного отложения жировой ткани.
Меры физического воспитания и лечебная физкультура необходимы при таких тяжелых и длительных болезнях, как ревматизм (в период между приступами), бронхиальная астма, хроническая пневмония, остаточные явления полиомиелита, парезы, параличи. При всех перечисленных заболеваниях наряду с местными расстройствами отмечаются и отклонения в работе нервной системы. Под влиянием же систематических мер закаливания и лечебной физкультуры деятельность центральной нервной системы становится более упорядоченной. Помимо этого повышается общая сопротивляемость организма, улучшается самочувствие и настроение ребенка.
В последние годы получены также убедительные данные, что у детей страдающих аллергией систематические меры физического воспитания снижают аллергическую «готовность» организма. Это крайне важно, ведь снять аллергическое состояние обычно удается лишь с помощью сильнодействующих препаратов, которые далеко не безобидны для растущего организма; при частом их применении наступает привыкание к ним, и тогда врачам приходится либо увеличивать дозы, либо подбирать новые лекарства с более сильным действием. Аллергические заболевания у детей встречаются довольно часто и уже стали серьезной проблемой для педиатров. Конечно, мы не беремся утверждать, что только мерами физической культуры можно ликвидировать аллергические болезни. Тем не менее, следует обратить на них внимание, потому что довольно часто родители уповают в лечении детей только на медикаменты.
Применение мер закаливания и физического воспитания больных и ослабленных детей имеет свои противопоказания. Не следует проводить занятия с ребенком, у которого значительно повышена температура, в острый период болезни, во всех случаях, когда врачом прописан строгий постельный охранительный режим. Следует прекратить занятия лечебной физической культурой при гнойных заболеваниях, расстройствах желудочно-кишечного тракта. Лечебно-физкультурные мероприятия временно отменяются, если появились признаки перетренировки или переутомления ребенка. Противопоказаниями к проведению массажа являются гнойные или аллергические поражения кожи.
В заключение еще раз советуем: проконсультируйтесь с врачом и учителем физкультуры и начинайте вершить рукотворное чудо - делать здоровым и работоспособным своего слабого и болезненного ребенка.