Речь детей на шестом и седьмом годах жизни продолжает совершенствоваться: расширяется словарный запас, все реже грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний. На вопросы дети отвечают уже развернуто, используя разнообразные по сложности предложения. Дети в этом возрасте могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, могут поделиться впечатлениями и переживаниями о просмотренных мультфильмах, описать те или иные события, свидетелями которых они стали или о которых они слышали.
К шести годам почти полностью формируется произносительная сторона речи; исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков р(рь) и л(ль). В эту пору ребенок обычно уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно; умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у части детей еще могут отмечаться те или иные недочеты в произношении звуков, неправильное употребление слов (особенно многосложных), монотонность речи и некоторые другие несовершенства. Если у ребенка имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу. В первый класс малыш должен прийти с чистой и правильной речью.
Успехи ребенка не должны вызывать у взрослых мысли, что все заботы уже позади и в постоянных речевых занятиях больше нет необходимости. Такие занятия по-прежнему нужны. Они помогут ребенку закрепить достигнутое, отшлифовать, усовершенствовать освоенные умения. Идти занятия должны в нескольких направлениях: расширение словарного запаса; развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений и самостоятельно описывать предметы и содержание картинок; совершенствование звуковой культуры речи. Особенно важно учить ребенка говорить «на людях»; когда он пойдет в школу, его речь постоянно будет предметом внимания учителя и слушателей-одноклассников.
Расширение словарного запаса, как и в предыдущие годы, проводится прежде всего при непосредственном знакомстве ребенка с предметами, их качествами, различными действиями. Эти предметы могут быть и реальными, увиденными ребенком дома, на прогулке, в парке, в музее, и изображенными на картинках, книжных иллюстрациях, представленными на телевизионном экране. При знакомстве с реальными предметами, с предметами, изображенными на картинках, мало только назвать их - надо непременно дать краткое описание из назначения и применения в жизни.
Для расширения словаря целесообразно использовать и специальные игры. Так, в игре «Наоборот» предложите ребенку подбирать слова (это могут быть прилагательные, наречия, существительные) с противоположным значением. Сначала дайте образец ответа: «Один мальчик слабый, а другой - какой? - сильный». Потом взрослый говорит: «Нож бывает острый, а бывает...» - «Тупой»,- добавляет ребенок.
Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не {несильный вместо слабый, неострый вместо тупой).
Вариант такой игры - с помощью приставок образовывать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом...» - «Закрыли», «Мальчик пришел, а потоки...» - «Ушел».
Предложите также ребенку подбирать слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, взрослый называет словосочетание: грустный мальчик и говорит ребенку: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная». После такого вступления взрослый называет слова или словосочетания и предлагает ребенку самому отыскать слова, близкие по значению, но разные по звучанию.
Способствуют расширению словаря и такие задания, как классификация предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, или сладкими, или круглыми, или предложите ему дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, предложите ребенку сказать, какой может быть стол (круглый, квадратный, деревянный, обеденный, письменный и т. д.). Желательно подбирать слова мужского, женского и среднего рода. Это даст возможность проверить, правильно ли ребенок употребляет окончания (то есть, правильно ли согласует существительные с прилагательными). Неполные ответы дополняются, неточные - исправляются.
Игру «Кому что нужно» можно использовать для расширения и уточнения знаний ребенка о профессиях. Предложите ребенку ответить, что нужно повару, почтальону, дворнику. Можно поиграть и в игру «Кто что делает»: предложите ребенку назвать, что делает строитель, маляр, учитель, шофер, тракторист.
Нередко дети даже седьмого года жизни вместо точного названия предмета употребляют обобщающие слова. Так, вместо ель (сосна, береза) ребенок говорит: дерево. Вместо ромашка (астра, василек) - цветок. Побуждайте ребенка точно называть предметы, а если он не знает, скажем, как называется растение, подскажите ему, попросите повторить.
Разумеется, важно и обратное умение - подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. Такое умение можно тренировать в игре «Назови, что (кто) это». Взрослый называет предмет, а ребенку предлагает сказать, что это. «Кресло»,- говорит взрослый. «Мебель»,-отвечает ребенок. Другие примеры: «Воробей»- «Птица»; «Жук».- «Насекомое»; «Окунь».- «Рыба».
Для обогащения словаря можно предложить ребенку и такую игру - заканчивать фразы, начатые взрослым. Взрослый говорит: «Пошла бабушка в магазин и купила...» Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка.
Надо обратить внимание малыша и на многозначность слова. Ведь слово ручка, например, может означать не только ручку двери или портфеля, но и маленькую руку. Когда малыш употребил многозначное слово, проверьте, знает ли он, что еще оно может обозначать.
Большой интерес вызывает у детей игра «Угадай, что это». Взрослый сначала сам называет основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предлагает угадать, о чем он говорит. Например, взрослый называет такие качества помидора: круглый, сочный, красный, вкусный, растет на грядке и т. д. Ребенок называет: помидор. После того как ребенок усвоит условия игры, он сам называет основные признаки, качества, назначение предметов, а взрослый отгадывает. Необходимо добиться, чтобы ребенок как можно точнее описывал предмет, указывая те основные, характерные признаки, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.
Близко к этому и другое задание. Предложите ребенку ответить, как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая). Можно это задание изменить: положите перед ребенком несколько предметов: чашку, линейку, салфетку и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательное. Например, он говорит: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».
Интересной для малыша будет игра в образование новых слов. Вы называете предмет, например говорите дом. А затем предлагаете малышу ответить, как можно назвать большой дом (домище), маленький (домик, домишко). Можно предложить и более сложное задание: из двух слов образовать одно. Взрослый говорит: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать про эту куклу?» - «Голубоглазая»; «У мишки короткие ноги. Иначе можно сказать...» - «Коротконогий». Сначала взрослый дает образец образования таких слов, а затем предлагает это сделать ребенку самостоятельно.
Речь шести-семилетнего ребенка, как мы уже отмечали, в Основном правильна. Но следует обратить внимание и на возможные ошибки. Так, дети этого возраста довольно часто неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже.
Поправить ребенка надо в любом случае, но если ошибки не случайны, а стойки, проведите специальные упражнения. Вот упражнение с существительными родительного падежа множественного числа. Взрослый говорит: «У меня есть яблоко» (то есть называет предмет в единственном числе, в именительном падеже), а ребенку предлагает сказать: «А у меня много яблок» (то есть тот должен изменить слово, поставив его во множественном числе, в родительном падеже).
Если ребенок неправильно согласовывает существительные с прилагательными, то можно предложить ему такое задание: взрослый называет слово (подбираются слова мужского, женского и среднего рода, в единственном числе), а ребенку предлагает подобрать к нему определение, четко произнося при этом окончание. Взрослый говорит: «Дом». Ребенок добавляет: «Огромный». Взрослый: «Стекло».-«Прозрачное».
Поупражняйте ребенка в образовании наречий сравнительной степени. Взрослый говорит: «Я бегаю быстро, а ты как...?» - «Быстрее»,- отвечает ребенок. «Я вымыл руки чисто, а ты...» - «Чище». «Я говорю тихо, а ты...» - «Тише».
Предложите ребенку изменять глаголы, образовывая от формы первого лица единственного числа форму третьего лица. Для этого пригодится игра «Я и Буратино». Взрослый говорит: «Я ем», а ребенку предлагает сказать, что делает Буратино: «Буратино ест». «Я сплю».- «Буратино спит». «Я играю». «Буратино играет».
Затем игру можно усложнить, предложив ребенку говорить о том, что делал Буратино (то есть употреблять глаголы в прошедшем времени).
Уместно и такое задание: составить фразу из нескольких слов. Например, вы даете такие слова: мальчик, писать, письмо. Ребенок должен составить предложение: Мальчик пишет письмо. Взрослый сначала дает образец составления таких предложений, а потом называет только слова.
Для того чтобы развивалось умение рассказывать, продолжайте предлагать задания на описание различных предметов и действий. Так, можно предложить ребенку подробно рассказать, что нужно для того, чтобы помыть куклу; или рассказать, как собирается из конструктора та или иная игрушка; что нужно для того, чтобы приготовить обед; в каком порядке убирают комнату; что надо сделать, чтобы пришить пуговицу. Ребенку можно предложить рассказать «по порядку», что делает бабушка или мама, когда готовит завтрак.
Продолжайте упражнять ребенка в сравнении, сопоставлении предметов, в умении находить в них сходство и различие. Вот в книге рисунок: два сказочных медвежонка, занятно одетых. Пусть ребенок сравнит их, сказав сначала, что у них общее, а затем определив, чем они отличаются друг от друга. Вот вы идете по улице. Спросите, чем отличается пожарная машина от машины скорой помощи, чем отличается троллейбус от трамвая.
Когда вы просите пересказать небольшой рассказ, можно усложнить задание: предложить ребенку вести пересказ в другом лице, например от своего имени. А если рассказ дан в первом лице, предложите передать текст в третьем лице (от имени мальчика, девочки).
Хорошее упражнение для развития речи - рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно для ребенка седьмого года жизни это задание усложняется. Ему можно предложить рассказать не только о том, что изображено на картинке, но дать описание последующих или предшествующих событий, которые не изображены на рисунках. Кроме того, можно предложить ребенку дать описание картинки по памяти: сначала он внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он описывает все, что на ней изображено.
Задание самостоятельно придумать рассказ наиболее трудно для дошкольника. В то же время такие задания приучают ребенка передавать личные впечатления, переживания,- а это очень важно для развития малыша.
Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, рассказы по картинкам, напомните ему, что надо назвать место действия (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), указать время года (зимой, летом, весной, осенью), описать внешность героя, его одежду, сказать о его настроении.
Вместе с тем учите ребенка отвечать при необходимости кратко, а также сжато передавать содержание сказок, рассказов.
Предлагайте ребенку рассказывать в форме загадок, где он был с папой, бабушкой, мамой,- кто-нибудь из взрослых будет отгадывать. Например, ребенок рассказывает: «Мы с папой сели в метро и приехали туда, где живут животные. Там мы видели слона, тигра...» Взрослый отгадывает: «Значит, вы были в зоопарке?»
Следует продолжать составление загадок о животных, игрушках, об окружающих предметах. Загадки могут быть такими: вы называете отдельные детали, а малыш должен отгадать, что представляет из себя предмет в целом. Например, называете такие детали: сиденье, спинка, четыре ножки. Ребенок определяет, что вы говорите о стуле. Затем роли меняются; ребенок называет детали предмета, а вы отгадываете, о чем идет речь.
Еще одна игра-упражнение: закончить рассказ, начатый взрослым. «Утром Петя и Вова отправились на речку ловить рыбу. Они сели в лодку и отплыли от берега. Когда они доплыли до середины реки, лодка вдруг стала быстро наполняться водой и тонуть... Что случилось дальше?
Полезно предлагать ребенку придумывать рассказы по схеме, которую дает взрослый. Например, взрослый может предложить составить рассказ по такому плану: «Мальчик Вова собирал грибы. Под елкой он увидел ежа. Вова принес ежа домой».
После того как ребенок научится составлять такие рассказы, схему можно сжать, давая только название рассказа, например: «Как Миша ловил рыбу». «Как Таня отдыхала у бабушки в деревне».
Можно предложить ребенку составить рассказы о дворе, об улице, на которой вы живете, о магазине, о поликлинике, вспомнить какой-нибудь случай из собственной жизни.
Если в доме есть фильмоскоп, то стоит ввести в практику и пересказ диафильмов - после просмотра или спустя некоторое время, с последующей «наглядной проверкой».
Продолжайте развивать у ребенка умение говорить доброжелательно, вежливо. Предложите малышу игру «Покупатель и продавец». Ребенок, выполняющий роль покупателя, должен уметь правильно обратиться к продавцу: «Дайте, пожалуйста, книгу, спасибо»; «Будьте добры показать...»
Разумеется, успешность овладения этой стороной речи в решающей степени зависит от того, как сами взрослые обращаются к малышу и друг к другу.