Клиническая система И. Е. Дядьковского была событием большого значения. И. Т. Глебов писал, что это учение «должно быть отнесено к числу таких явлений в исторической науке, которые невольно возбуждают удивление». Известный историк медицины Л. Ф. Змеев, высоко оценивая достижения Дядьковского, называл его «мощным талантом русской медицины». И действительно, нельзя не согласиться с самыми высокими оценками этого деятеля отечественной науки, патриота и демократа, человека, по' выражению Т. В. Кудрявцева, «больше других в свое время ученого». Выходец из простого народа, он силой незаурядного таланта и непреклонной воли сумел пробиться в годы николаевской реакции к вершинам науки.
Нельзя, однако, забывать и о том, что Дядьковский не достиг бы таких исключительных успехов, если бы еще во второй половине XVIII столетия ученик Ломоносова С. Г. Зыбелин не заложил прочного фундамента научной медицины и не сформулировал первоочередных задач клиники. Большое значение для творческого роста Дядьковского имело знакомство с основами научного мировоззрения Е. О. Мухина, с его учением о стимулах, влияющих на жизнепроявления организма, и с его мыслями о преобладающем влиянии нервной системы.
Материалистические воззрения Дядьковского развивались и укреплялись в борьбе с консервативными, идеалистическими врачебными учениями Запада. Основным достижением Дядьковского было то, что уже в начале XIX века он материалистически объяснял болезненные явления. Он понимал важность как еще не изученных внешних влияний космического порядка, так и всей суммы особенностей жизни больного, который связаны с его бытом, профессией, поведением, питанием и пр.
Дядьковский не раз обращал снимание на то, что без точного знания химического состава живого вещества трудно понимать изменения, которые происходят в больном организме, а еще труднее лечить их. Ввиду такой новой для того времени точки зрения на организм как неразрывную часть окружающего мира возникла необходимость коренной перестройки системы обследования больного и открылись большие возможности для углубленного изучения этиологических факторов.
Другой основной заслугой И. Е. Дядьковского было то, что он боролся за изгнание всяческой метафизики из медицины и доказывал, что все неясное в науке о человеке существует только в силу несовершенства нашего знания. Он отвергал понятие «жизненной силы» и стремление некоторых ученых утвердить в науке идеалистическое положение «Omne vivum e vivo», сформулированное еще в XVI веке и известное как принцип Реди.
Весьма важно было деление И. Е. Дядьковским болезней и симптомов на динамические и материальные. Этим делением он выбивал почву из-под ног у врачей-метафизиков, пытавшихся, ссылаясь на болезни, при которых не было явных материальных изменений в организме, строить фантастические, далекие от какой бы то ни было науки, гипотезы.
В течение 20 лет в студенческих аудиториях Дядьковский доказывал необходимость изучения естественных наук и вредность, ненужность отвлеченной философии. Он напоминал, что без изучения природы не может быть никаких успехов ни в технологии, ни в сельском хозяйстве, ни тем более в медицине. «Каких ни причиняло зол человечеству, - восклицал он, - то суетное и мечтательное созерцание человека, которое обыкновенно называют философическим».
Третьей основной заслугой Дядьковского было то, что он изучал больной и здоровый организм, исходя из факта преобладающего значения нервной системы.
Как терапевт Дядьковский все свои методы лечения применял, исходя из возможности повлиять на заболевший организм в первую очередь через нервные пути.
Важно отметить, что и на психические болезни он смотрел глазами материалиста и указывал, что только несовершенство науки и методов исследования не позволяет находить материальные изменения в структуре мозга.
И. Е. Дядьковский никогда не был кабинетным ученым. Общественник и демократ, он всегда одним из первых шел туда, где нуждались в его
помощи. В 1812 г. он добровольно пошел в ополчение, лечил раненых в Бородинском сражении; в 1813 г. он боролся с эпидемией тифа в Верее. В 1830 г. вместе с М. Я. Мудровым Дядьковский возглавил борьбу с холерой. Любимец молодежи, он учил ее, как надо бороться за самобытную передовую научную мысль. Почти 20 лет Дядьковский руководил кафедрой общей патологии и терапии в Московской медико-хирургической академии и несколько лет той же кафедрой в Московском университете. В 1836 г. за материализм и атеизм Дядьковский был отстранен от профессорской деятельности.
Известность И. Е. Дядьковского как врача-мыслителя и общественного деятеля была велика. Лучшие люди страны признавали его научные достижения. Гоголь, Станкевич, Чаадаев, Варламов, Мочалов, Белинский, Герцен, Пассек, Лермонтов и многие другие в той или иной мере были связаны с И. Е. Дядьковский.
В результате деятельности И. Е Дядьковского русская врачебная мысль получила возможность с еще большим успехом продолжать развитие подлинно научной материалистической медицины. Дядьковский близок нашей эпохе не только своей тематикой, общим направлением своего научного и философского творчества. Он близок нам, прежде всего тем, что вел борьбу с консервативными концепциями в науке.
Известен большой критический дар Дядьковского. Но этот критицизм он применял прежде всего, к самому себе. В результате изучения творчества И. Ё. Дядьковского оказывается несомненным, что он был тем центром, где пересекались передовые достижения русской медицины и биологии первой половины XIX века с материалистическими научно-философскими течениями эпохи.