Профессор М. П. Кончаловский родился в 1875 г. В 1899 г. он окончил с отличием медицинский факультет Московского университета. В дальнейшем работал в клинике проф. В. Д. Шервинского. После революции 1917 г. М. П. Кончаловский заведовал госпитальной терапевтической клиникой медицинского факультета II Московского университета. В этой должности он оставался до 1939 г., а потом его служебная деятельность протекала в стенах I Московского медицинского института.
Умер Кончаловский в 1942 г.
В клинической деятельности М. П. Кончаловского можно выделить два основных периода. Первый - это дореволюционный период поисков, становления. Второй период врачебной деятельности Кончаловского охватывает последние десятилетия его жизни. В эти годы под влиянием общественно-политических сдвигов в стране, профилактического направления медицинской науки и изучения классиков русской клиники он отходит от старых воззрений и стремится найти новые пути в науке. М. П. Кончаловский выдвигает понятие о синдромах, о функциональной диагностике, о значении психики для организма.
Стремясь содействовать развитию клинической медицины в сторону функционализма, Кончаловский определял болезнь как «совокупность сложнейших функциональных актов с нарушением реактивной способности организма». Одновременно он обосновывал необходимость тщательного индивидуального изучения больного. М. П. Кончаловский считал ненаучным при обследовании больных придерживаться готовой, заранее выработанной схемы истории болезни.
Считая медицину самой важной для человечества наукой, Кончаловский утверждал, что если еще можно допустить существование плохих писателей, художников и т. д., то существование плохих врачей недопустимо. Но понимая, что для накопления нужного клинического опыта недостаточно никакой человеческой жизни, он настойчиво рекомендовал врачам знакомиться с историей науки, с опытом великих врачей прошлого. Кончаловский видел, что морфологический диагноз не может удовлетворить врача, что анатомия бессильна отразить динамику живого организма.
В соответствии с эволюцией теоретических воззрений М. П. Кончаловского в сторону понимания организма как целого и в соответствии с профилактическим направлением советской медицины изменялись и его лечебные методы: теперь Кончаловский говорит о необходимости комбинированной терапии, подчеркивает значение обстановки, режима, ухода за кожей. Для того чтобы найти правильные пути в борьбе с болезнью, надо уметь разобрать все симптомы, выяснить степень сопротивляемости организма, понять этиологические моменты и, выделив самый главный из них, «ударить по этому главному моменту».
Важно подчеркнуть, что уже в конце 30-х годов М. П. Кончаловский понимал необходимость научного контакта внутренней медицины с неврологией. «Отсюда ясно,- писал он,- насколько близки нам, терапевтам, работы И. П. Павлова; в изучении клинических явлений мы должны исходить именно из этих работ». Кончаловский называл И. П. Павлова «величайшим терапевтом» и полагал, что достижения этого ученого необходимо изучать и использовать не только психиатрам, но и врачам других специальностей.
М. П. Кончаловский как клиницист раздвинул границы науки о больном человеке. Его труды в области ревматологии достаточно известны и у нас, и за рубежом. Весьма значительны достижения Кончаловского в области заболеваний желудочно-кишечного тракта. Он установил связь гастритов с болезнями других систем. Ценны его работы по патогенезу, клинике и лечению язвенной болезни. Кончаловский указал на периодичность в ее течении. М. П. Кончаловским и его учениками изучена клиника рака легкого. Значительны его достижения в области изучения заболеваний печени. Много внимания уделяла клиника М. П. Кончаловского предболезненным состояниям, трудовому прогнозу, вопросам переливания крови и многим другим.
В последние годы жизни М. П. Кончаловский изучал работы классиков клинической науки и это положительно отразилось на его деятельности.
Интерес к прошлому, который М. П. Кончаловский пропагандировал в своей клинике и в печати, в дальнейшем дал важные результаты,- его ученики продолжили и углубили исторические экскурсы своего учителя (проф. В. Н. Смотров, проф. А. Г. Гукасян).
Помимо работ в области клинической деятельности, М. П. Кончаловский оставил заметный след и как общественный деятель, организатор медицинского образования.
М. П. Кончаловский был человеком большой культуры. Как участник различных врачебных съездов он был известен ученым всего мира.
Воспитанник Московского университета, Кончаловский с любовью и благодарностью вспоминал о своих учителях и, особенно о непосредственном учителе, в клинике которого он получил основные врачебные навыки,- проф. В. Д. Шервинском.
Характеризуя врача как общественного и научного деятеля, М. П. Кончаловский однажды сказал: «Он должен обладать знакомством со сложной и специальной методикой, он должен иметь широкую эрудицию и способность глубокого и синтетического охвата предмета своего изучения». Таким именно и был сам М. П. Кончаловский.