Проблемы управления медикаментозным обеспечением стационарной медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования

 

Разливинских А. Л.

 

Информационные системы и технологии прочно входят в повседневную деятельность лечебно-профилактических учреждений. Диапазон их рабочих функций значителен: от диагностических и лечебных процедур до расчётно-финансовых и статистических операций. Успех применяемых информационных технологий основан на большом объёме типовых процедур при обработке информации и использовании системы автоматизированных рабочих мест врачей и других медицинских работников учреждения.

В настоящее время не требует, по нашему мнению, доказательств факт того, что эффективная профессиональная деятельность врачей - специалистов, руководителей органов, учреждений и служб здравоохранения невозможна без качественной информационной поддержки, основанной на компьютерных системах и новых информационных технологиях.

На базе Городской клинической больницы №1 г. Тольятти Самарской области в течение последних пяти лет проводилась работа по созданию единого информационного пространства. В результате создана и внедрена в практику корпоративная многопользовательская автоматизированная информационная система больницы.

Проводимая программа информатизации работы больницы способствовала внедрению в лечебном учреждении современных экономических методов хозяйствования, обеспечивая жёсткий учёт и контроль использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов. Она способствовала также внедрению в практику новых медицинских технологий диагностики и лечения больных, внедрению менее затратных организационных форм и методов медицинского обслуживания таких, как стационары дневного пребывания при больнице, (в том числе при нашей больнице) при амбулаторно-поликлинических учреждениях города, на предприятиях, на дому.

Не несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии организации существуют явные проблемы и противоречия в планировании расходов стационара и оплате стационарной медицинской помощи в системе ОМС Самарской области:

- в тарифах ОМС на 1 койко-день на медикаменты и расходные материалы предусмотрено расходовать 16,0 - 20,0 рублей в зависимости от профиля отделения. В пересчете на случай госпитализации это составит 250-300 рублей. Этот норматив не отражает фактических расходов на медикаменты, поэтому больничные учреждения вынуждены покрывать данные расходы из средств ОМС за счет сокращения других статей, увеличивать долю расходов на медикаменты за счет средств от предпринимательской деятельности, но и их оказывается недостаточно и часть медикаментов больные вынуждены приобретать за счет собственных средств;

- хотя и существует список жизненно важных медикаментов, обязательных для применения в процессе оказания медицинской помощи, но отсутствует утвержденные областным органом управления здравоохранением стандарты для определения минимального набора лекарственных средств для оказания качественной стационарной помощи по существующим нозологиям;

- отсутствует четкий алгоритм экспертной оценки оправданности назначений тех или иных дорогостоящих препаратов.

Фактический расход медикаментов в Городской клинической больнице №1 г. Тольятти на 1 койко-день в пять раз превысил норматив, предусмотренный утвержденными тарифами ОМС и составил:

- в 1999 г. - 63,8 рублей;
- в 2000 г.- 81,5 рублей;
- в 2001 г.- 89,9 рублей;
- в 2002 г.- 163,4 рубля.

В 2002 году по сравнению с 2001 г. на 58% увеличились расходы на медикаменты по предпринимательской деятельности и на 50% в системе ОМС.

Неправильное планирование расходов на медикаментозное обеспечение стационарных больных приводит к перераспределению финансовых потоков. Происходит перерасход средств предпринимательской деятельности на медикаменты и недоплата по другим статья расходов.

При постоянном росте цен на медикаменты, увеличении тарифов коммунальных платежей, увеличении минимальной заработной платы медицинского персонала происходит снижение доли ОМС в финансировании процесса оказания стационарной медицинской помощи. Тарифы по оплате стационарной помощи в системе обязательного медицинского страхования за последние пять лет только индексировались с помощью коэффициентов. Реально доля средств, выделяемых обязательным медицинским страхованием на стационарную помощь, снизилась с 70,6% в 1999 году до 34,8 /о в общей структуре доходов Городской Клинической больницы №1 г. Тольятти в 2002 году.

Отлаженная система регионального планирования объемов медицинской помощи, её стоимости может быть создана лишь на сложной нормативной базе стандартов медицинских услуг, норм времени, нормативов продолжительности стационарного лечения, нормах расхода лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов.

Контроль и планирование объемов оказания медицинской помощи и ее качества становится вполне реальным технологическим процессом в работе лечебно-профилактических учреждений при использовании медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, а именно моделей медицинских услуг. Информационные компьютерные технологии позволяют такой контроль сделать эффективным, объективным, оперативным и менее затратным. Вместо эпизодической оценки качества медицинской помощи появляется возможность осуществлять непрерывный контроль,то есть мониторинг всей оказанной в ЛПУ медицинской помощи, в конечном итоге, перейти к системе управления качества медицинской помощи.

Для осуществления полноценной медико-экономической экспертизы качества медицинской помощи предлагается использовать интегрированную систему планирования медицинской помощи, основанную на технологических стандартах (разработана в Краснодарском ИВЦ, автор Калиниченко В.И.) в части стандартизации и нормирования расходов на лечение.

Краснодарские модели медицинских услуг ориентированы не на какое - либо конкретное ЛПУ, а на заболевание (конкретную нозологическую форму), технология оказания медицинской помощи при котором должна быть гарантирована пациенту вне зависимости от места ее получения для всех типов стационарных медицинских учреждений, организаций и предприятий без ограничения форм собственности на всей территории региона.

Разработанная и утвержденная на территориальном уровне модель медицинской услуги, включающая уровень обеспечения оказания медицинской помощи, адекватный финансированию, не может быть ниже уровня обеспечения по федеральному стандарту, который на данный момент отсутствует и когда будет неизвестно.

Медицинское страхование далеко не всегда может обеспечить возможности оптимального развития стационара, если не учитывает главного - реальной себестоимости медицинской помощи. При ошибочности тарифов, при отсутствии их обоснованной дифференциации происходит значительное отклонение объемов медицинской помощи, которые могут быть оказаны за счет имеющегося финансирования от реальной потребности.

Расчет себестоимости медицинских услуг в сочетании с медицинскими технологическими стандартами позволяет осуществлять перспективное планирование расходов в разрезе статей затрат на оказание медицинской помощи, а также дает возможность рассматривать медицинскую услугу как товар на рынке.

Внедрение моделей в систему планирования объемов стационарной медицинской помощи будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, распространению положительного опыта, внедрению последних достижений медицинской науки и практики и изменит к лучшему систему финансировании, что приведет к совершенствованию форм оплаты медицинской помощи.