Среди проблем реформирования здравоохранения на современном этапе, проблемы качества медицинской помощи (КМП), которое призвано обеспечивать, в конечном итоге, конституционные права граждан на получение качественной медицинской помощи занимают особое место.
Получило развитие законодательство, направленное на обеспечение прав граждан на охрану здоровья. Улучшение КМП населению является одной из главных целей текущей реформы здравоохранения Российской Федерации. Обеспечение права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества декларируется законами «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан в РФ» и «О защите прав потребителей».
Во исполнение Федеральных законов Минздрава России и Федеральным фондом ОМС принят ряд нормативных документов, регламентирующих активизацию мероприятий направленных на целенаправленное улучшение КМП населению»
Департаментом здравоохранения г. Тольятти в 1995-1996 г.г. была проведена работа по оценке возможности использования для создания системы экспертизы качества на муниципальном уровне апробированной в ряде территорий страны автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи (АТЭ КМП), предложенной «Центром Качества и Квалификации» (г. Санкт-Петербург, руководитель - профессор, д.м.н. Чавпецов В.Ф.).
На основе полученных результатов:
система АТЭ КМП оценивает базовый (врачебный) процесс медицинской помощи;
имеет формализованный язык, что позволяет снизить субъективизм оценки КМП;
позволяет быстро обработать результаты с выделением типичных врачебных ошибок с предоставлением, обобщающей и оценочной информации по блокам врачебного процесса, по врачам, структурным подразделениям больницы и т.д.;
раскрывает процесс формирования экспертного мнения и отвечает требованиям современных социальных технологий.
Соглашением между субъектами системы ОМС г. Тольятти, было принято решение о применении АТЭ КМП в системах ведомственной и вневедомственной экспертизы.
По ходу вышеуказанной работы была определена целесообразность создания юридически самостоятельной экспертной организации в роли «штабной организации» структуры городской системы управления КМП.
В начале 1996 года при поддержке мэрии г. Тольятти, городской Ассоциации врачей был созван в виде некоммерческого партнерства «Центр экспертизы и обеспечения прав пациентов и врачей».
Его учредителями стали «Центр качества и квалификации» (г. Санкт-Петербург) и МСК «Аско-ВАЗ» (г. Тольятти).
Были сформулированы цели и задачи Центра, этапы его развития. В результате задачи решаемые Центром были включены в комплексную программу реформирования здравоохранения города.
За 6 лет деятельности Центра сформирована организационно» правовая база и организационно-методическое обеспечение экспертизы КМП на уровне города.
В городе обучено АТЭ КМП более 300 врачей (практически по всем специальностям), из них около 90 периодически участвуют в проведении ведомственных и вневедомственных экспертиз КМП. Подготовлено 16 организаторов экспертизы КМП. Всего проведено около 10 тыс. экспертиз КМП.
Ежегодно, согласно плану, утвержденному департаментом здравоохранения, проводится около десяти тематических экспертиз КМП по основным ЛПУ города. Тематических экспертиз проведено более 40, практически по всем приняты управленческие решения,
Реализация и эффективность управленческих решений выросла с 21% в 1998 г. до 73% в 2001 г., что доказывает их влияние на изменение качественных показателей деятельности врачей, более эффективное использование ресурсов муниципального здравоохранения.
Наиболее значимые результаты снижения догоспитальной летальности при острых нарушениях мозгового кровообращения были получены в ходе выполнения муниципального заказа по качеству городской неврологической помощи в период 2000 - 2001 г.г.
В 2002 году в системе муниципального заказа запланирована работа по качеству медицинской помощи детям младшего возраста (перинатальная энцефалопатия).
Опыт Центра неоднократно представлялся специалистам, по управлению КМП других территорий страны (Санкт-Петербург, Белгород, Псков. Тула и др.) , а также на международных и российских конференциях по проблемам управления качеством.
В результате проведенной комплексной, научно-исследовательской, экспериментальной и организационной работы (проработки) с 1996 г. Тольятти создается и функционирует иерархическая система управления КМП объединяющая усилия Департамента здравоохранения мэрии г. Тольятти, ТФОМС, ведущей МСК «Аско-ВАЗ», НП «Центра экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» в роли «штабной организации» структуры муниципальной системы управления качеством медицинской помощи.