Транспортные травмы

Транспортные травмы наблюдаются преимущественно у мужчин (72,2%) работоспособного возраста от 21 до 50 лет (71,2%). По механизму этой травмы выделяются три группы пострадавших:

1) пешеходы, сбитые транспортными средствами, - 61,1%;

2) водители и пассажиры автомобилей, потерпевших крушение, - 30,4%;

3) мотоциклисты и велосипедисты, попавшие в аварию, - 8,5%.

При транспортных происшествиях чаще всего повреждаются конечности (88,6%). Частота травм конечностей у пешеходов составляет 98,0%, у мотоциклистов - 89,2%, у водителей - 69,7%. Также различен и характер повреждений конечностей. Наиболее тяжелые травмы наблюдаются у мотоциклистов: оскольчатые (раздробленные) переломы, размозжения, отрывы. У водителей возникают в основном закрытые переломы с небольшой зоной повреждения мягких тканей. У пешеходов соотношение открытых и закрытых повреждений примерно равно, при попадании конечности под колесо происходит обширная отслойка кожи, отделение мышц от костей, которые могут оставаться целыми. Такая травма весьма сложна для лечения, так как, с одной стороны, она клинически в первые часы проявляется слабо, а через сутки уже могут развиваться обширные некрозы кожи, подкожной клетчатки, мышц, и спасти конечность становится невозможно; с другой стороны, такое повреждение требует ранних широких дренирующих разрезов, специальных видов кожной пластики, на что не каждый хирург решается при отсутствии переломов и явных признаков размозжения конечности, особенно на фоне тяжелого шока у пострадавшего. Достоверная информация о нанесении травмы вращающимся колесом должна служить в пользу активной хирургической тактики.

Типичными повреждениями пешеходов являются множественные переломы костей голени (63,5% от числа полифрактур нижних конечностей). В результате прямой травмы чаще возникают открытые переломы (74,1%), однако и при закрытых полифрактурах сильный ушиб кожи и подлежащих мягких тканей почти в 20% приводит к некрозу кожи в области перелома. У пешеходов чаще, чем в других группах, наблюдаются переломы нескольких сегментов конечностей (29,2% от числа пациентов с полифрактурами конечностей) . Определенные трудности для диагностики представляют сочетания переломов проксимального отдела бедра и среднего или дистального отделов берцовых костей (особенно открытых), так как последние маскируют, нарушают и даже извращают симптоматику, характерную для патологии в области тазобедренного сустава. Клинически более выраженные переломы костей голени (оскольчатые, открытые, с большим смещением отломков), как правило, отвлекают внимание больного и медицинский персонал от менее выраженных переломов бедра в вертельной области. Вывихов и переломов в тазобедренном суставе следует ожидать у водителей автотранспорта.

Анализ диагностических ошибок показывает, что к переломам - «невидимкам» при транспортных политравмах относятся также переломы лодыжек, подвывихи таранной кости, вывихи и переломы костей стопы, вывихи и подвывихи акромиального конца ключицы, вывихи головок лучевой и локтевой костей при повреждениях Монтеджа и Галеацци, переломы и вывихи костей запястья.

Второе место по частоте занимает черепно-мозговая травма (44,8%), у мотоциклистов она составляет 96,6%, у пешеходов - 43,2%, у водителей - 33,3%. Такой же характер распределения отмечен и по тяжести повреждения головного мозга. Коматозное состояние, наблюдаемое чаще у мотоциклистов и пешеходов, ограничивает активное лечение повреждений опорно-двигательного аппарата, однако оно не должно препятствовать проведению самой активной диагностики опасных для жизни травматических очагов, а также не менее опасных осложнений политравмы.

Травмы груди чаще наблюдаются у водителей (34,5%) и мотоциклистов (31,1%), реже - у пешеходов (14,3%). У пострадавших с торакальной травмой, помимо классических осложнений в виде гемо- и пневмоторакса, отмечаются повреждения (ушибы, разрывы) сердца (21,6%) и легких (56,3%), причем у водителей частота этих повреждений достигает 34% и 79,3% соответственно. В 1,2 % наблюдений транспортных политравм определены ушибы сердца у пострадавших без нанесения им прямой травмы в грудь. Это обстоятельство доказывает важность тщательного кардиологического обследования всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Множественные переломы таза наблюдаются у 27,3% всех пострадавших, чаще - у пешеходов (34,7%), реже - у водителей (14%). Наиболее тяжелые, нестабильные переломы таза возникают от действия большой сдавливающей силы при попадании пешехода под колеса или между автомобилем и каким-либо препятствием. Возникающий травматический очаг с массивным кровотечением в забрюшинное пространство, как правило, является ведущим в танатогенезе; приостановить его возможно лишь неотложным активным лечением; потеря времени на уточнение диагноза и диагностику не опасных для жизни повреждений у этих пострадавших почти всегда губительна.

Статьи по теме:

 

 

Травмы живота среди всех повреждений составляют 10,2%, в основном они бывают закрытыми. Несколько чаще эти повреждения наблюдаются у мотоциклистов (18,2%), однако в абсолютном исчислении половина пострадавших с абдоминальными травмами приходится на долю пешеходов. Повреждения паренхиматозных органов (56,7%) преобладают над травмами полых (44%). О трудностях диагностики закрытых повреждений внутренних органов свидетельствует тот факт, что у 40,1% пострадавших диагностика запаздывает.

В составе транспортных политравм самыми редкими являются повреждения позвоночника (3,9%), в основном они наблюдаются у водителей автомобилей с типичной локализацией в шейном и грудном отделах.

Травмы от рельсового транспорта характеризуются преимущественно тяжелыми повреждениями конечностей, размозжениями и отрывами их. Чаще страдают обе нижние конечности, реже наблюдается сочетание травм нижней и верхней конечностей.