Среди различных деформаций у школьников нередко встречаются искривление позвоночника и плоскостопие. Они часто являются проявлением общего диспластического процесса в организме.
Боковое искривление позвоночника с поворотом позвонков называется сколиозом. Различают три степени его.
I степень чаще обнаруживается при клиническом осмотре. У больных наблюдаются сглаженность треугольника талии, асимметрия рельефа поясничного отдела и легкое выбухание в области грудной клетки.
II степень характеризуется более выраженными клиническими и рентгенологическими изменениями.
При III степени сколиоза отмечается резко выраженная деформация с наличием реберного горба. Заболевание часто носит прогрессирующий характер. Особое внимание уделяется школьникам со сколиозом I-II степени, так как в этот период легче удается добиться благоприятных результатов. При сколиозе III степени стремятся добиться стабилизации состояния позвоночника. В некоторых случаях, когда деформация его бурно прогрессирует, производится операция.
Консервативное лечение сколиоза включает лечебную физкультуру, массаж, лечение положением, элементы спорта и ортопедические мероприятия (ношение корсета, режим разгрузки). Основные средства лечебной физкультуры направлены на стабилизацию позвоночника путем укрепления мышц живота (косых, прямой), спины (длинных, квадратной), пояснично-подвздошной мышцы. В процессе занятий не следует стремиться увеличивать подвижность позвоночника. Надо ограничивать размах движений туловищем. Мышцы лучше напрягаются в изометрическом режиме, при отягощении гантелями и утяжеленными манжетами для ног. Коррекция деформации достигается путем изменения положения плечевого, тазового пояса и корпуса больного. Например, можно использовать асимметричное вытягивание руки с вогнутой стороны искривления грудного отдела. Коррекция торсии достигается поворотом таза или туловища. Для улучшения осанки прибегают к порядковым упражнениям (построение, повороты, ходьба), упражнениям на равновесие и балансирование, упражнениям с гимнастической палкой перед зеркалом. Кроме специальных упражнений, большое внимание уделяется общеукрепляющему воздействию на организм.
При занятиях лечебной физкультурой большинство, упражнений выполняются в положении разгрузки позвоночника (исходное положение лежа и на четвереньках). Упражнения производятся в медленном темпе, с усилием, многократным повторением. Общая длительность занятия 30-40 мин.
При непрогрессирующих формах сколиоза для лучшего физического развития детей рекомендуются занятия некоторыми видами спорта (плаванием, ходьбой на лыжах), использовать элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола). Лечение проводится длительно, систематически, на протяжении всего периода роста ребенка.
Хорошей подготовительной процедурой к лечебной физкультуре является массаж, усиливающий кровообращение работающих мышц. Массаж особенно эффективен при прогрессирующих формах сколиоза. Применяются все приемы классического массажа. Более интенсивно массируются мышцы на выпуклой стороне. На вогнутой стороне приемы массажа направлены на расслабление мышц. Целесообразно обучение родителей приемам массажа спины и обучение старших школьников приемам самомассажа с использованием массажеров. Закрепляется действие лечебной физкультуры и массажа с помощью коррекции положением. Ребенка укладывают на валик или специальный гамак в соответствии с искривлением позвоночника у него, либо же производится укладка с асимметричным положением рук и ног на срок до 30 мин и повторно на протяжении дня.
При наличии плоскостопия, которое выражается в уплощении продольного свода стоп и отклонении пяточных костей наружу, применяются средства, укрепляющие связочно-мышечный аппарат стоп и голеней (различные виды физических упражнений и массажа). Используются также специальная обувь и стельки. Детям рекомендуется режим сниженной нагрузки на ноги.
Цель лечебной физкультуры - коррекция свода стоп и устранение вальгусной установки пяточных костей. Проводятся специальные упражнения сидя, стоя, в процессе ходьбы. Используются приведение стоп вовнутрь сгибание пальцев, ходьба на наружном крае стоп, по скошенной поверхности, а также с повернутыми внутрь носками. Рекомендуется проводить упражнения в естественных условиях (ходьба по песку, по скошенной траве, по гальке, по бревну).
Упражнения сочетаются с массажем голени (внутренняя поверхность), стопы (подошвенная поверхность). Применяются приемы разминания и растирания. Детей старшего возраста обучают самомассажу голеней и стоп. Не рекомендуются долгая статическая нагрузка, стояние, ходьба на большие расстояния, ношение тяжестей. Обувь должна быть рациональной с небольшим каблучком и достаточно гибкой подошвой. Для самомассажа возможно использование специальных самомассажеров.
Комплексное лечение с активным использованием физических упражнений позволяет предупредить прогрессирование указанных заболеваний.