Обучение плаванию детей

Учить детей плавать могут родители или другие взрослые, умеющие плавать члены семьи летом на реке, озере, в море.

Начинать купание можно с установлением теплой, безветренной погоды при температуре воздуха плюс 24-25 градусов Цельсия и температуре воды плюс 22-23 градуса.

Сначала пребывание ребенка в воде должно быть очень непродолжительным (2-3 минуты) и лишь постепенно его можно довести до 15 минут. В особо жаркие дни купаться и плавать ребенку можно дважды в день в первой и во второй половине. Но лишь при полной адаптации время купания можно увеличить до 40-50 минут в течение дня.

Для обучения детей плаванию в открытых водоемах нужно выбрать защищенное от ветра, неглубокое место с плотным, чистым, ровным дном, прозрачной водой и слабым течением.

Как бы хорошо ни чувствовал себя ребенок в воде, при первых признаках переохлаждения (ознобе, посинении и «гусиной коже») его надо быстро вывести на берег, растереть сухим полотенцем до легкого порозовеиия кожи, дать ему возможность согреться: побегать, проделать несколько физических упражнений и обязательно переодеть в сухое - в мокрой одежде нельзя оставлять ребенка у воды даже в жаркие дни.

Еще надо проследить за тем, чтобы перед купанием ребенок ни в коем случае не перегревался. Под прямыми солнечными лучами он может находиться не более 3-5 минут,

Существует проверенная многолетней практикой последовательность в обучении детей плаванию.

Первые занятия непродолжительны и похожи на незатейливую игру: ребенок и взрослый прыгают, брызгаются на мелководье, двигаются в воде, чтобы всем телом ощутить ее упругое сопротивление.

Многим детям мешает освоиться в воде неприятное ощущение, которое возникает, когда вода попадает в глаза. Поэтому нужно научить ребенка погружаться.в воду с головой, с открытыми глазами, задержав дыхание после глубокого вдоха. А выдох можно делать в воде. Покажите малышу, какие веселые пузырьки поднимаются при этом чередой на ее поверхность. А потом займитесь вместе с ним отысканием на дне утопленных вами загодя разных ярких предметов и игрушек. Тут уже ребенку поневоле придется действовать с открытыми глазами.

И наконец, вам останется преодолеть еще одно опасение, очень свойственное большинству маленьких детей, - боязнь утонуть. Для этого надо дать ребенку возможность почувствовать поддерживающую и даже выталкивающую силу воды. Например, ему предлагают, стоя по пояс в воде, сделать вдох, присесть и, обхватив руками колени, прижать их к груди. Вода сразу вытолкнет его на поверхность. Научите ребенка держаться на воде в таком положении как можно дольше, постепенно выдыхая воздух в воду. Затем научите лежать на поверхности воды на спине, выпрямившись и не двигаясь, - в таком положении тоже легко почувствовать, что вода «держит».

После того как малыш освоится в воде, можно перейти к обучению скольжению по ее поверхности. Для этого ему нужно присесть, энергично оттолкнуться ногами от дна и как можно дальше скользить по воде. При скольжении на животе тело должно быть выпрямлено, руки вытянуты вперед, лицо опущено в воду. Движение выполняется вначале при задержке дыхания на вдохе, а затем - с выдохом в воду; выполнять это упражнение можно только вдоль берега или м его сторону.

Когда ребенок научится скользить по поверхности воды, можно переходить к разучиванию движений ногами. Вначале их выполняют на берегу, сидя на небольшом возвышении или лежа на животе. Затем на мелком месте в воде. Опираясь руками о дно, малыш двигает ногами поочередно вверх-вниз, как при плавании кролем.

Простейшие движения руками заключаются в следующем: ребенок вытягивает попеременно руки вперед и делает гребки по направлению к бедрам. В то время, когда одна рука выполняет гребковое движение, другая вытягивается вперед. Как и движения ногами, упражнения для рук следует предварительно разучить на суше: ноги поставить на ширину плеч, наклониться вперед; одна рука вытянута вперед, другая - отведена назад, как при плавании кролем.

Затем детей учат совмещать движение ногами, скольжение на груди и спине с поддерживающими предметами в руках: доской, резиновым кругом, надувной игрушкой, а потом и без них. Дыхание остается произвольным, равномерным. Особенно важно научить детей делать выдох в воду, а при вдохе поворачивать и слегка поднимать голову, чтобы вода не попадала в рот. Для детей дошкольного возраста это упражнение достаточно сложно, поэтому сочетанию ритмичного вдоха и выдоха с движениями ног следует уделять большое внимание.

При обучении плаванию не забывайте об играх. Они должны сопровождать все этапы обучения. Сначала они благоприятствуют освоению детей в воде, привыканию к ней, преодолению страха. В дальнейшем они служат закреплению и совершенствованию отдельных движений.

Вот примерное содержание занятия для начального периода обучения, когда важно вызвать у детей интерес к плаванию и ознакомить их с некоторыми свойствами воды. Дети учатся плавать

На суше: ходьба, бег на месте, бег (1-2 минуты); поднимаясь на носки, поднимать руки вверх (5-6 раз); стоя, руки на поясе, наклониться вперед (4-6 раз); вращать прямые руки вперед и назад сначала вместе, затем попеременно (по 6-8 раз каждой рукой).

В воде: войти по пояс, ходить, держась за руку взрослого, делать гребковые движения руками в воде; стоя на дне, слегка наклонившись вперед, хлопать ладонями по воде, поднимая фонтаны брызг; набрав воду в ладони, поплескать себе в лицо; приседая, погрузиться до подбородка, до носа. Купание с надувными игрушками.

Занятия плаванием нравятся детям; они с удовольствием плескаются, брызгаются, иногда чрезмерно возбуждаясь, излишне шумят, невнимательно слушают объяснения и замечания взрослых. Поэтому важно не только научить плавать, но и преподать им правила безопасного поведения на воде. Во всяком случае дети не должны входить в воду без разрешения взрослых, толкать друг друга, хватать за руки и ноги, самовольно заплывать далеко и особенно нырять в воду в незнакомых местах.

Статьи по теме:

 

Необходимо следить за самочувствием детей после занятий. Если у ребенка нарушается сон, аппетит, следует обратиться за консультацией к врачу. Причиной такого состояния может оказаться трудная адаптация ребенка к такого рода занятиям. Возможно, их временно придется прекратить, а затем снова осторожно возобновить, постепенно увеличивая продолжительность пребывания в воде.

При регулярных занятиях дети дошкольного возраста свободно овладевают доступными им основами техники плавания, становятся более ловкими, смелыми, закаленными. Кроме того, у них воспитываются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость. Приобретенные же в детстве навыки плавания сохраняются на всю жизнь.