Современные требования к информации и варианты их применения для развития системы управления качеством медицинской помощи

 

Хуторской М. Л. Департамент здравоохранения мэрии, г. Тольятти

 

К стратегическим направлениям развития системы муниципального здравоохранения относится создание единого межведомственного информационного пространства для эффективного решения задач охраны здоровья населения города.

Единое информационное пространство - это совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования информационных телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых системных принципов и по общим правилам здравоохранения и системы ОМС.

Департамент здравоохранения г, Тольятти активно, последовательно, эволюционно решает задачу организации единого информационного пространства в сети ЛГТУ города с участием всех заинтересованных органов, учреждений и организаций городского и областного уровней.

Реализация единой политики в области информатизации здравоохранения города позволила:

- внедрить современные информационные технологии в ряде стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
- создать и обеспечить развитие единого информационного пространства субъектов системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования;
- создать единый городской регистр застрахованных жителей го рода, выступив заказчиком разработки и внедрения на базе
Медицинской страховой компании «АСКО-ВАЗ» координационно-информационного центра в системе ОМС, услугами которого в настоящее время имеют возможность пользоваться все субъекты системы ОМС города;

-  обеспечить статистический учет всех стационарных больных города;
-  создать единую городскую систему обмена фармацевтической информации, в том числе, по учету и контролю отпуска медикаментов льготным категориям больных;
-  создать городскую систему ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи на основе внедрения современных информационных технологий;
-  организовать распределенные компьютерные базы персонифицированных данных ЛПУ города, в первую очередь, пролеченных и находящихся на лечении больных в городской больнице № 1.

Основной задачей формирования единого информационного пространства, муниципальной системы управления здравоохранения, является обеспечение интеграции его в информационное пространство систем здравоохранения области и Российской Федерации. На примере системы здравоохранения г.Тольятти Самарской области в целом просматриваются эти взаимопроникающие единые функциональные задачи, число которых расширяется со временем. Это, прежде всего, задачи системы ОМС, решаемые в комплексе взаимоотношений с лечебно - профилактическими, учреждениями здравоохранения.

С учетом кардинальных перемен в жизни общества, его политической ориентации, концепции экономического развития с переходом к рыночным отношениям, необходима новая концепция системы здравоохранения, форм и методов управления им.

Орган управления здравоохранением территории определяет цели в области охраны здоровья населения, функции при помощи которых должны достигаться обозначенные цели, системы, которые призваны исполнить определенные функции и структуру управления этими системами,

По нашему мнению, имеются два основополагающих положения современного концептуального подхода к построению системы управления муниципальным здравоохранением:

- Первое положение - это нацеленность современной системы муниципального управления здравоохранением на обеспечение надлежащего качества медицинской помощи.

- Второе положение - это максимальное использование при построении современной системы управления муниципальным здравоохранением системного подхода, концепций и методов общей теории управления.

1. Современный подход к решению проблем управления качеством.

Управление качеством товаров и услуг, включая медицинские, является той проблемой, на решение которой, по материалам профессора Лапидуса В.А. ушел XX век. В настоящее время развивается прогрессивная концепция управления качеством, имеющая согласованное в мире название « Total Quality Management » ( TQM ), что переводится как "Всеобщее управление качеством". Любой продвинутый (грамотный, передовой) руководитель здравоохранения, безусловно должен знать основные положения и принципы TQ M . Поэтому выделим здесь только те, на необходимость применения которых указала практика, современного здравоохранения РФ и в частности, практика здравоохранения г. Тольятти.

Во-первых, управление медицинской помощью должно основываться не на мнениях и эмоциях персонала и руководителей, а на основе фактов. Возможность соблюдения данного принципа зависит от тщательности и объективности анализа реального состояния качества медицинской помощи (КМП), включая применение современных методов статистического управления качеством. К их числу относятся контрольные карты, диаграмма Исикавы , диаграмма Парето и некоторые другие. Второе условие эффективного управления - необходимость использования мировых достижений в стандартизации для решения проблем здравоохранения, В нашей практике, опираясь на руководящие документы по стандартизации в здравоохранении РФ, мы начали применять материалы международных стандартов серии ИСО. В частности ИСО 9000: 2000 "Системы менеджмента качества. Основы и словарь" и ИСО 9001: 2000 "Системы менеджмента качества. Требования".

Подчеркнем, что применение указанных международных стандартов является необходимой составляющей TQM .
Краткие данные о современных подходах к управлению качеством, приведенные выше, даны для правильного представления той теоретической базы, которая легла в основу создания и поэтапного развития системы управления КМП в нашем городе.

Продолжение: стр-2; стр-3